Главная » Файлы » Статьи » Исторические

Е. О. ОБИЧКИНА. ФРАНЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ: КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
26.01.2012, 11:38
Историография. Е. О. ОБИЧКИНА. ФРАНЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ: КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Автор: Г. К. КАНИНСКАЯ

М. МГИМО (университет) МИД России. 2003. 138 с.

Монография кандидата исторических наук, доцента МГИМО (университет) Е. О. Обичкиной представляет собой попытку "на основе анализа фактического материала", показать, как глубокие трансформации рубежа XX-XXI вв. изменили общественно-политическую модель, установившуюся во Франции с победой парламентской демократии и скорректированную Пятой Республикой, а вместе с этим и положение самой страны "в условиях постбиполярного и все более глобально-взаимозависимого мира" (с. 3). Книга "открывает серию научных трудов кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (университет) МИД России, посвященных рассмотрению новых тенденций в развитии внутренней и внешней политики ведущих стран Запада в конце XX - начале XXI веков" (с. 3). Выбор Франции для начала серии представляется логичным, оправданным и целесообразным, поскольку в течение нескольких веков во всем мире, а во Франции в особенности, культивировался миф о французской исключительности; Франция долгое время претендовала на особую роль великой державы в международных отношениях.

Однако в процессе становления постбиполярного мира Франция была вынуждена смириться с переходом к статусу державы средней ответственности, в связи с чем зачастую оказывалась раздираемой "между высокомерием и отчаянием". Последовательность изменения статуса Франции на мировой арене детально прослежена в другой работе Обичкиной1 . В рецензируемой книге расширен ракурс исследования, перенесенного "в плоскость кризиса французской идентичности". Автору удалось емко изложить суть самого понятия кризиса идентичности, отразившегося во французской общественно- политической модели. С конца 80-х годов XX в. в политической культуре Франции на смену политическому противостоянию партий пришел общественно-политический консенсус, обусловивший кризис идейно- политической идентичности основных политических сил. И "чем нагляднее первая тенденция, тем сильнее вторая" (с. 7). К особенностям кризиса внешнеполитической идентичности Обичкина относит постановку ее под вопрос в результате бурных международных изменений конца 1980-х годов, а также "качественные сдвиги в европейском строительстве". Дискуссии о национальной идентичности "питаются отчасти страхом "европеизации и отказа от привычной модели "государства-нации" (с. 8). Еще одним фактором, вызывающим "все большую озабоченность французов, отстаивающих сохранение национальной самобытности", вызывает глобализация, американизация культуры, наступление английского языка, угрожающее позициям французской национальной культуре, традициям, вкусу, гастрономии - всему, чем Франция привыекла гордиться и чем привлекала интерес и восхищение иностранцев". Подытоживая наблюдения, Обичкина свела понятие кризиса идентичности "к социальной модели, к политике и к международным позициям Франции" (с. 9).

Автор прослеживает развитие кризиса идейной идентичности в социалистической партии Франции: кризис голлизма; политику левых сил у власти; поиски консенсуса при решении социальных проблем; итоги парламентских и президентских выборов в 2002 г., эволюцию французской внешней политики. В книге затронута проблема идейной эволюции французского социалистического движения. В конце XX в., по сравнению с XIX - началом XX в., кардинально изменились основополагающие идеи и ценности социалистической доктрины. Думается, однако, что этот сюжет требует специального фундаментального исследования. По мнению автора, "уже к концу первого президентства Ф. Миттерана эволюция СП у власти стала очевидной: социалисты превратились в реалистичных управляющих, представителей власти, защитников либерализма и глобализма. Они все больше адресуются к обществу в целом. Из их дискурса уходят заявления о защите интересов трудящихся от давления капитала. По сути, этот поворот знаменовал конец "французского исключения" (с. 15 - 16). Практика "сосуществования" при президенте Ф. Миттеране привела к сближению политики правых и левых правительств. "Сближение позиций по ключевым проблемам французского общества поставило и перед правыми, в первую очередь перед голлистами, и перед социалистами "вопрос о политической идентичности" (с. 16 - 17).

В книге рассмотрен кризис политической идентичности голлизма, "окончательный поворот его к либерализму" (с. 27). Явный крен голлиста Э. Балладюра (1993 - 1995 гг.) "в сторону либеральных и технократических ценностей, в пользу крупного капитала вредил облику классического голлизма", стремившегося с начала Пятой Республики говорить от имени всех французов (с. 37).

Автор пишет о преемственности правительственного курса во второй половине 1980 - 1990-х

стр. 165


годов, когда "все правительства должны были считаться с тем, что выбор макроэкономической стратегии у них крайне сужен"; их политика определялась под воздействием мирового экономического кризиса середины 1970 - 1980-х годов, с одной стороны, и императивами европейского строительства - с другой (с. 51). Обичкина верно выделила главные приоритеты социально- экономической стратегии правительств, не зависевшие от их партийного состава (с. 51 - 53). "Как правые (голлисты), так и левые (социалисты), отказываются от ценностей дирижизма и централизации в пользу дерегламентации и поощрения свободной частной инициативы"; "социальные издержки модернизации являются сегодня главным источником социальной напряженности во Франции" (с. 53,55). К неотложным социальным проблемам, питающим кризис идентичности, относятся безработица, маргинализация и трудности социального восхождения, проблемы жилищные, образования, иммиграционные.

Для современного французского общества проблемы национальной идентичности имеют особенное значение. В книге приведены соответствующие примеры. Нация для французов - основа республики, это суверенное сообщество граждан, объединенных сознанием прав и обязанностей, чувством патриотизма. По мнению Обичкной, "признание необходимости гармонизации французского общества неотделимо от стремления к стабилизации, характерного для правящих кругов страны, к какому бы политическому лагерю они не принадлежали" (с. 68).

Добавим к этому: в последнее время некоторые видные современные мыслители оспаривают стратегию интеграции населяющих Францию жителей в единую нацию, которая, по их мнению, отнюдь не способствует, а напротив, развенчивает миф о французской исключительности2 . Автор развивает идею, что "общественные трансформации 1980 - 1990-х годов определили специфику современных социальных конфликтов", в результате которых "можно говорить о нарушении традиционной социальной солидарности, характеризовавшейся прежде классовым противостоянием мира труда и мира капитала, и "отметить рождение новых социальных связей, основанных на региональной и этнокультурной общности" (с. 68 - 69). Одной из новых основ проявлений социальных связей является антиглобалистское движение, которое, впрочем, в последнее время предпочитает наименование "альтерглобалистского", подчеркивая свое стремление к глобализации, солидаризированной и гуманной. В целом же французское общество "принимает глобализацию, поскольку, относясь к кругу привилегированных индустриальных стран, Франция получает основные дивиденды от глобализации" (с. 76).

Интересно и содержательно изложено развитие во Франции идеи "третьего пути" - "отказа от классических (консервативных, устаревших) концепций неолиберализма и социал-демократии в пользу "прогрессистских" идей примирения либеральных законов рынка, предусматривающих личную ответственность индивидуума за его экономическое благосостояние, и достижений "социального государства" (с. 72). "Третий путь" не очень хорошо встречен избирателями, традиционно голосующими за левых. "Окончательное принятие левым центром ценностей рыночной экономики, - пишет Обичкина, - оборачивается признанием определенного бессилия государства", не способно помешать росту неравенства, сокращению занятости, уменьшению удельного веса общественных предприятий (с. 73, 74). Не вызывает возражений и утверждение автора, что "успех антиглобалистской и антилиберальной тематики усугубляет идейный кризис" французских правых, в первую очередь голлистов" (с. 75).

Характеризуя итоги парламентских и президентских выборов 2002 г., которые автор рассматривает под углом проблемы идейной идентичности основных партий так называемого "республиканского четырехугольника" (с. 81). По мнению автора, "причины непостоянства избирателей" напрямую связаны с кризисом идентичности, но не только с ним. В книге выдвинут тезис, что "специфические условия политической жизни Франции с конца 80-х годов усилили зависимость власти от реакции общественного мнения и от настроений избирателей, а "падение доверия общества к политикам отражает усилившийся разрыв между представителями и представляемыми" (с. 85, 86).

Обичкина приходит к выводу: "самоидентификация социальных групп, не адаптировавшихся к благополучному социальному и электоральному рынку, в условиях кризиса левых сил может стать главным фактором, дестабилизирующим демократическую модель во Франции, а политический и социальный экстремизм - его наиболее ярким выражением. Эта тенденция внушает опасения за судьбу республиканского консенсуса" (с. 96).

С конца 1980-х годов поставлены под вопрос внешнеполитические принципы, заложенные основателем Пятой Республики Ш. Де Голлем (с. 97). В книге выделены два этапа на пути поиска внешнеполитической идентичности Франции после окончания холодной войны. Первый датируется концом 1980-х - первой половиной 1990-х годов, "когда во внешнеполитическом

стр. 166


курсе Миттерана преобладала инерция голлистской амбициозной политики". Второй - президентство Ж. Ширака, он характеризуется "осознанием ограниченности реальных возможностей Франции в мировой политике" (с. 128). Содержание этих этапов раскрывается на примере места Франции в многополюсном мире, в Европейском союзе, взаимоотношений с НАТО и Россией, пересмотра концепции национальной безопасности, участия в разрешении международных кризисов.

Многие проблемы, затронутые автором, освещаются довольно бегло. Но ценность работы Обичкиной состоит как раз в том, что она содержит многие отправные точки для последующих изысканий.

Примечания

1. ОБИЧКИНА Е. О. Франция в новом мировом порядке: внешняя политика конца 80 - 90-х годов. М. 2000, с. 111.

2. См., например: REVEL J. -F. L'Obsession antiamericaine. Son fonctionnement, ses causes, ses inconsequences. P. 2002; см. рецензию: Вопросы истории, 2003, N 9.

стр. 167

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: мир, Е. О. ОБИЧКИНА, постбиполярный, ИДЕНТИЧНОСТИ, ФРАНЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ: КРИ
Просмотров: 2820 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0