Главная » Файлы » Статьи » Исторические

Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов - 1918 г.
28.01.2012, 12:47
ИСТОРИОГРАФИЯ. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов - 1918 г.

Автор: Г. И. Зверева

М. Издательство Московского университета. 2001. 720 с.

Учебник по новой истории стран Европы и Америки для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "История", создан коллективом профессоров и преподавателей исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под редакцией И.В. Григорьевой. В нем представлена история стран Запада с 70-х годов XIX в. до конца первой мировой войны. Согласно авторской концепции, возможность выделения данного периода в качестве самостоятельного целого обусловлена тем, что в последней трети XIX - начале XX веков в рассматриваемой группе стран состоялся переход к индустриальному обществу и возникли гигантские корпорации, боровшиеся за монопольное господство в мире, сложились контуры гражданского общества, оформились политические партии и организации предпринимателей и работников по найму, произошли глубокие изменения в системе международных отношений, которые способствовали возникновению мировой войны.

Авторы указывают на преемственность нового учебника с предшествующим университетским изданием (Новая история, 1870-1918. Под ред. И.С. Галкина, Н.Е. Застенкера, В.М. Хвостова. М. 1973). Прежде всего, это отразилось в композиции работы, где сохраняется "методически оправдавшее себя сочетание глав, посвященных отдельным странам..., и глав, в которых рассматриваются общеисторические проблемы (развитие международных отношений, международного рабочего движения, история культуры). Излагаемый материал разделен, как это делалось в университетском учебнике и раньше, на две части, охватывающие соответственно последнюю треть XIX и начало XX века (включая мировую войну)" (с. 4-5).

Познавательные и концептуальные координаты, выбранные авторами, ясно сформулированы во вводных частях к обоим разделам учебника (И.В. Григорьева). Они находят свое выражение и в общеисторических главах (Р.Я. Евзеров, В.Н. Горохов, И.В. Григорьева, С.А. Соловьев, В.И. Терехов, П.Ф. Ушкевич), и в посвященных истории отдельных стран Европы и Америки (И.В. Григорьева, И.П. Дементьев, Т.М. Исламов, Н.В. Кирсанова, Э.Э. Литаврина, Н.М. Мещерякова, А.И. Патрушев, А.В. Ревякин, А.И. Строганов, Е.Ф. Язьков). Теоретико-методологическую основу учебника составляют построения и подходы академического марксизма. Авторы стремятся соединить их с теми элементами теорий индустриального общества и модернизации, которые согласуются с "эшелонной" концепцией развития капитализма, широко используемой в современной российской историографии (с. 14-15). Базовые понятия и термины, образующие концептуальный каркас учебника, берутся авторами - с некоторыми содержательными коррективами - из практики отечественной историографии второй половины XX века.

Принятая авторами единая логика повествования выражается в соблюдении определенных условий, касающихся значения и смысла основных понятий, а также в последовательности представления конкретно-исторических тем внутри глав. Всем главам присуща этически и ценностно выверенная, нейтральная стилистика письма. Все это придает учебному тексту необходимую целостность и непротиворечивость.

стр. 170


Центральное место в учебнике занимает проблематика социально-экономической и политической истории стран Запада. "Историческая география" Нового времени представлена рядом стран Западной и Центральной Европы (Франция, Германия, Великобритания, Австро-Венгрия, Италия, Испания) и Американского континента (Соединенные штаты Америки, Мексика, Бразилия).

При описании изменений в экономике и социально- политических отношениях, характерных для стран Запада конца XIX - начала XX вв., авторы опираются на понятие "монополистического капитализма", определяемого как "новое качественное состояние капиталистического способа производства". Они полагают, что это понятие обладает достаточным эвристическим потенциалом для современной исторической науки и вполне применимо по отношению к рассматриваемому историческому периоду. Одновременно они подчеркивают необходимость критического отношения к концепциям империализма, которые разрабатывались в леволиберальной и социалистической идейной среде начала прошлого века (Дж. Гобсон, Р. Гильфердинг, Г. Кунов, К. Каутский, В.И. Ленин и др.), предлагая применять их с учетом многосложности и неравномерности модернизационных процессов в различных регионах мира (с. 16-21, 267-281, 294- 299).

Думается, намерение авторов представить в учебном тексте "реальное единство мира" на рубеже веков могло бы получить дополнительное обоснование в рамках выбранного ими подхода, если бы они попытались ввести в свой теоретико- методологический арсенал "теорию зависимости" и миросистемный анализ, разработанные во второй половине XX в. западными марксистски ориентированными социологами, политологами, экономистами, историками (А. Франк, И. Валлерстайн, Ф. Бродель, Л. Ставрианос, Т. Маккормик и др.).

Содержание социально-политической жизни стран Запада отражено в главах учебника в соответствии со сложившимися в отечественной историографии формами. В их числе: особенности партийно-политической системы, характеристика партий и общественно-политических движений, перипетии внутриполитической борьбы (например, буланжизм и дело Дрейфуса во Франции; "культуркампф" и новый курс Л. Каприви в Германии; "южный вопрос" и "эра Джолитти" в Италии; борьба вокруг гомруля и ллойд-джорджизм в Великобритании; популистское движение и "новый национализм" Т. Рузвельта в США и др.).

В ряде глав заметно смещение акцентов в характеристике исторических событий и расширение проблемных полей. Так, история Парижской коммуны, некогда занимавшая самостоятельную, приоритетную позицию в учебной литературе по истории Нового времени, введена в главу по истории Франции и рассматривается главным образом в связи с военными и политическими итогами франко-прусской войны (с. 37-40). В главах по истории Австро-Венгрии важнейшее место отводится характеристике системы дуализма и ее воздействию на национальные отношения и культуру страны (с. 133- 151, 379-382). Органичным выглядит включение в канву социально-политической истории Великобритании конца XIX века содержательного повествования об истории идей, научной и культурной жизни английского общества (с. 98-99, 103-111).

При рассмотрении вопросов, относящихся к внутренней политике, социальным отношениям, культуре, международным отношениям, авторы выстраивают конкретно- исторический материал вокруг наиболее значимых исторических фактов, что оправдано в плане дидактическом, поскольку организует внимание читателя.

Такой способ репрезентации требует от авторов повышенной критичности в отношении к историческому содержанию употребляемых ими базовых слов (например, империя, национальное государство, национальное движение и др.)" В ряде общеисторических и "страноведческих" глав авторы стремятся придерживаться этого принципа, однако, это удается им не всегда.

В учебнике преобладает "страноведческий" подход. При таком подходе ощущается недостаточность внимания к другим проблемам и связям. Несмотря на наличие общих глав, посвященных динамике капитализма и модернизации, изменениям в системе международных отношений, перипетиям рабочего и социалистического движения, истории культуры, этого все же оказывается недостаточно для того, чтобы выразить многообразные глубинные сдвиги, происходившие в социальной, политической и интеллектуальной жизни стран Запада в конце XIX - начале XX веков. За пределами внимания авторов остаются важные для понимания специфики данного исторического периода вопросы, например, о соотношении процессов укрепления национальных государств (включая их идеологи-

стр. 171


ческое и социально-культурное обоснование) с формированием концепций европейской общности, а также о подходе государства и общества к совокупности идей о взаимосвязях мира западного и незападного по мере складывания "империализма". Думается также, в учебнике могли бы занять большее место вопросы, связанные с трансформацией либерализма, консерватизма и радикализма как идейно-политических направлений и особых стилей мышления в западном обществе последней трети XIX - начале XX веков.

Учебник в цепом хорошо обеспечен методическими средствами. В нем присутствуют необходимые, тщательно составленные хронологические таблицы, исторические карты, перечень рекомендуемых источников и литературы. Вместе с тем представляется, что в библиографии следовало бы назвать некоторые полезные для студентов современные переводные издания научной литературы (например, недавно опубликованную на русском языке трехтомную работу Э. Хобсбаума "Век революции", "Век капитала", "Век империи"; последний том этой книги целиком вписывается в проблематику данного учебника). Было бы целесообразно снабдить учебник именным и предметным указателями, а также вернуться к оправдавшей себя практике кратких историографических обзоров в разделах и главах.

Кафедра новой и новейшей истории исторического факультета МГУ вложила большой труд в разработку нового учебника, который будет востребован современной высшей школой России.

стр. 172

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: Америки, начало, Европы, Новая, история, стран, 1870-х годов - 1918
Просмотров: 2533 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0