Главная » Файлы » Статьи » Исторические

О. Ф. СОЛОВЬЕВ. МАСОНСТВО В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ XX ВЕКА
26.01.2012, 11:36
Историография. О. Ф. СОЛОВЬЕВ. МАСОНСТВО В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ XX ВЕКА

Автор: С. П. КАРПАЧЕВ

М. РОССПЭН. 1998. 255 с.

Доктор исторических наук О. Ф. Соловьев известен своими работами по истории "всемирного ордена вольных каменщиков" 1 . В своем творчестве он эволюционировал от обязательных для советской историографии оценок масонства как орудия либеральной буржуазии до достаточно глубокого проникновения в сущность этого движения, насчитывающего без малого триста лет своего существования. Особое внимание автор, специалист по международным отношениям, уделяет международной доктрине масонства. Рецензируемая книга подводит определенный итог исследованиям в этой области. Соловьев изучил фонды Центра хранения историко- документальных коллекций (ЦХИДК), бывшего Особого архива КГБ, в котором отложились богатейшие материалы по истории масонских лож, захваченные Советской армией во время второй мировой войны. Эти документы явились основой источниковой базы монографии. Практически все они впервые вводятся в научный оборот. Некоторые опубликованы в приложении и ярко дополняют авторское изложение.

Книга, условно говоря, распадается на две части: с одной стороны, освещение деятельности Ордена вольных каменщиков и, с другой - изложение собственно заявленной темы. Наиболее интересной и удачной является первая часть работы.

Учитывая слабую изученность масонства в России, распространенность многочисленных фантазий и мифов, окружающих этот феномен 2 , автор достаточно подробно охарактеризовал основы мировоззрения масонов, глубокие исторические корни масонства, его идеи и разделяемые им принципы межгосударственных отношений. Это движение, указывает автор, ведет начало от средневековых товариществ строителей. Идейные же истоки масонства он выводит из первоначального учения христианства с его универсализмом и космополитизмом. Вторым идейным источником масонства, по мнению автора, является иудаизм, что проявляется в широком использовании "детьми вдовы" ветхозаветной символики, в частности, мотивов строительства Соломонова храма в Иерусалиме. Идеология ордена впитала в себя также элементы буддизма с его благородством моральных заповедей, концентрацией внимания приверженцев на сосредоточении и самоуглублении, понятием "срединного пути", равноудаленного от полярных крайностей. В главной ландмарке ордена - Великом архитекторе вселенной автор увидел мотивы ислама, где Аллах - безличное существо, всемогущий творец мира и руководитель человечества (с. 13) 3 . Естественно, что за трехсотлетнюю историю существования на масонство оказывали влияние различные философские концепции. Да и сами адепты ордена внесли свой вклад в формирование различных направлений человеческой мысли. Достаточно напомнить, что вольными каменщиками были отцы-основатели США, авторы исторической Декларации прав человека и гражданина, а также такие известные мыслители, как К. А. де Сен-Симон, П. Ж. Прудон и др.

Проанализировав главный масонский документ - "Книгу уставов" Дж. Андерсона, автор делает вывод, что члены ордена осознавали себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями справедливого общества и одновременно законопослушными поданными и гражданами, патриотами своих отечеств.

Основой внешнеполитической доктрины масонства стали идеи пацифизма, почерпнутые из проектов вечного мира Фомы Аквинского, А. Данте, Г. В. Лейбница, Дж. Бентама, И. Канта. Особого внимания вольных каменщиков удостоилось сочинение французского аббата Сент-Пьера "Проект установления вечного мира в Европе", увидевшего свет в 1718 году. Аббат предусматривал образование "постоянного сообщества", - прообраза Лиги Наций, в составе 24 государств, подписавших между собой многосторонний договор на основе территориального статус-кво и гарантий против внешних и гражданских войн с обязательством не нападать друг на друга и разрешать споры посредством арбитража (с. 19), а также идеи, сформулированные в проекте Декларации международного права, представленном Национальному собранию Франции во время Великой французской революции. В Декларации содержался призыв отказаться от войн во имя объединения человечества, провозглашался принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга, осуждалось применение силы в отношениях между ними, предлагалось ввести запрет на захватнические войны, (с. 20). Значительно опередив свое время, Декларация внесла свой вклад в развитие международного права.

Соловьев прослеживает динамику численности адептов ордена и его лож (с. 7, 36, 214), на основании которой можно сделать вывод об усилении или ослаблении позиций

стр. 149


братства в мире и отдельных странах. Так, если в начале XX в. на земле насчитывалось 26 тысяч масонских лож с 1,67 млн. адептов, в том числе более 900 тыс. в США и более 140 тыс. в Англии, то к 1988 г. количество лож удвоилось, а их численность превысила 5 млн. человек, из них 3 млн. в США, 700 тыс. - в Англии, 70 тыс. - во Франции. В 90-х годах текущего столетия при стабилизации численности вольных каменщиков в двух последних государствах, произошло уменьшение их числа в крупнейшей масонской державе - США до 2,4 млн. человек. К сожалению, автор не попытался объяснить это явление.

Гуманистические принципы масонства ярко проявляются в материалах, свидетельствующих о попытках вольных каменщиков поставить заслон мировым войнам: организации ими различных общественных комитетов, выпуске воззваний, проведении митингов. Малоизвестен общественности факт инициирования и активного участия масонства демократических стран в создании народных фронтов против фашизма.

Значительное внимание уделяет автор русскому масонству, о котором впрочем, более подробно говорилось в специально посвященных этой теме работах. Интересны страницы, посвященные слабоизученному вопросу о российском эмиграционном масонстве. Соловьев приводит биографические данные о его участниках, сведения о численности, социальном и национальном составе, образовательном уровне адептов, их материальном положении, рассказывает о планах российских вольных каменщиков, их видении ситуации в СССР и мире. Он склонен рассматривать русское масонство в эмиграции как единое течение. Между тем, в литературе уже отмечалось его дробление на социально-политическое, группировавшееся в рамках Великого Востока Франции, и религиозно-духовное, принадлежащее к Великой ложе и Великой национальной ложе Франции 4 . Привлекают внимание наблюдения автора и обобщение им скупых и случайных сведений о возрождении масонства в современной России.

Представлена в монографии и проблема взаимоотношения коммунизма и ордена вольных каменщиков, рассмотренная по материалам обсуждения масонского вопроса в Коминтерне, руководители которого исходили из несовместимости масонства, ("орудия буржуазии") с идеологией и практикой коммунизма. Фактически же речь идет о несовместимости коммунистической идеологии с масонскими принципами свободолюбия, личной независимости, гуманизма.

Фашизм также отличался ненавистью к масонскому ордену, члены которого подвергались жестоким репрессиям в Италии, Германии и Испании. По словам одного из высокопоставленных "братьев" американского масонства, "Диктаторы его не приемлют, не желая видеть в своих государствах организации, отстаивающие свободу мысли, слова, действий и другие фундаментальные основы ордена" (с. 149).

Особый интерес представляют впервые вводимые автором в научный оборот документы из ЦХИДК, проливающие свет на деятельность советских спецслужб в среде русского эмиграционного масонства, характеризующих его ведущих деятелей.

Что касается проблем, относящихся к основной теме, заявленной автором, то у меня несколько отличное от авторского видение проблемы, связанное с представлениями об Ордене вольных каменщиков. Соловьев в определенной степени сохранил традиции советской историографии рассматривать масонство через призму политики, то есть как политическую организацию со своими целями, задачами, доктринами, выражающую интересы определенных групп населения. На с. 37 он пишет о масонстве начала XX в, как организации "все явственнее отражавшей интересы либеральной буржуазии и связанных с ней средних слоев на Западе". По моему, это слишком жесткая привязка. Более убедительны выводы Л. Хасса о косвенных, опосредственных связях масонства и политики 5 . Он определил масонство как "свободный союз отдельных лиц, в какой-то мере даже индивидуалистов", что не исключало возможности участия в масонском движении профессиональных политиков. По его мнению, общественный вес масонства обусловливается "не столько деятельностью его лож, сколько личной деятельностью их членов". Соловьев преувеличивает роль Ордена в мировой политике. И приведенные им материалы показывают это. Масонство не является политической организацией, хотя это крупное и авторитетное в западном мире общественное объединение играло и играет определенную роль в политическом, в том числе и внешнеполитическом процессе. Я склонен рассматривать его прежде всего как школу формирования политической элиты либерально-демократического толка. Материалы книги убедительно показывают неспособность масонства сколько-нибудь серьезно координировать свои выступления по тем или иным вопросам. Факты свидетельствуют о серьезных, подчас, кардинальных расхождениях в рамках даже одного

стр. 150


послушания, не говоря уже о национальных орденах или непримиримости консервативной и либеральной ветвей мирового "братства", (с. 50 - 51, 65). Так, например, на с. 66 масоны разделяют план дробления России на несколько независимых государств под иностранным протекторатом, на с. 71 при участии вольных каменщиков проходит интервенция Антанты в России и в тоже время они - среди зачинщиков восстания на судах французского военного флота в Черном море, а среди адептов ордена многие выступают за восстановление официальных отношений с Советской республикой. Великий Восток Франции 21 декабря 1919 г. издает циркуляр о беспристрастном изучении русской революции, рекомендуя наряду с официальными документами держав Антанты работы Ленина, Троцкого, Бухарина, (с. 71 - 72). Таким образом, ни о какой сколько-нибудь единой масонской концепции по отношению к России не может быть и речи. Достаточно затруднительно было, судя по приведенным материалам, масонам найти консенсус и по другим аспектам политической жизни. Автор неоднократно показывает существенные разногласия между братьями, ложами, орденами и их национальными послушаниями.

Досадны ошибки и опечатки. День Иоанна Крестителя приходится на 24 июня, да и то по старому стилю (с. 14). Инициалы Кедрина - Е. И. (а не В. В.) (с. 87). Можно сожалеть, что в книге отсутствует историографический раздел и обзор источников. Связь между масонскими планами, решениями и реалиями международной политики все-таки показана не всегда убедительно, они могли просто совпадать. Поддержка адептами Ордена тех или иных внешнеполитических решений или позиций не является доказательством того, что они были выработаны вольными каменщиками или каким-либо послушанием.

В целом же книга Соловьева вносит серьезный вклад в исследование масонства.

Примечания

1. См. СОЛОВЬЕВ О. Ф. Масонство в России. - Вопросы истории, 1988, N 10; его же. Масонство далекое и близкое. - Новая и новейшая история, 1992, NN 4. 5; его же Русское масонство. 1730 - 1917. М. 1993; его же. Предтечи масонства. - Свободная мысль, 1994, N 7 - 8; его же. Скрижали масонского божества, - Масонство и масоны. Вып. 2. М. 1997.

2. См., напр., ПЛАТОНОВ О. Ф. Терновый венец России. История масонства 1731 - 1996. М. 1996.

3. Здесь необходимо сделать оговорку. Масонство не имеет своей идеологии в виде четко обозначенной доктрины. Оно пытается объединить людей различных мировоззрений на общих принципах терпимости, гуманизма, филантропии, морального самосовершенствования и т. д. Под термином "идеология" понимается здесь совокупность этих универсальных общечеловеческих базисных основ "королевского искусства".

4. См. СЕРКОВ А. И. История русского масонства. 1845 - 1945. СПб. 1997.

5. См. ХАСС Л. Еще раз о масонстве в России начала XX в. - Вопросы истории, 1990, N 1; его же. Русские масоны первых десятилетий XX века. - Историки отвечают на вопросы. Вып. 2. М. 1990, с. 134 - 155.

стр. 151

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: политике, XX ВЕКА, В МИРОВОЙ, Масонство, О. Ф. СОЛОВЬЕВ
Просмотров: 2133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0