Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. ЧАсть 3 - Исторические - Статьи - Разное, Раздел Файлов, Для Игр - Сеть Новостей Мультфильмов Фото Городов
Главная » Файлы » Статьи » Исторические

Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. ЧАсть 3
06.02.2013, 23:07

1.4 Первые революционные политические и социально-экономические преобразования

 

Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы явились продолжением и развитием в главном и основном исторического революционного поворота человечества от капитализма к социализму, который начался победой Великой Октябрьской социалистической революции; в России. Поэтому их характеризуют основные черты, присущие процессу социалистической революции и социалистического строительства в СССР.

Исторический опыт показывает, что главным вопросом революции является вопрос о власти. Поскольку эксплуататорские классы не уступают власти без сопротивления, то для надежного закрепления достигнутых завоеваний и подавления попыток реставрации капитализма рабочий класс должен укреплять и защищать свою государственную власть.

В странах Центральной и Юго-Восточной Европы были обеспечены победа над буржуазией и утверждение народной власти благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при гегемонии пролетариата.

Революционные преобразования в освобожденных странах стали возможными потому, что во главе движущих сил революции стояли коммунистические и рабочие партии. В этом нашло новое убедительное подтверждение о роли пролетарской партии как решающего оружия рабочего класса в борьбе за власть.

Эти и некоторые другие общие закономерности революции проявлялись в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в неразрывной диалектической связи между собой.

Наряду с общими закономерностями и чертами революционного перехода от капитализма к социализму эти революции характеризуются рядом особенностей и специфических черт, отличающих их не только от Октябрьской революции, но и друг от друга в разных странах.

Важнейшая особенность народно-демократических и социалистических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы состояла в том, что они совершались в условиях, когда советский народ построил социализм и Советский Союз, выполняя свой интернациональный долг, оказывал им всестороннюю помощь в становлении и укреплении новой власти.

Другая особенность этих революций заключается в том, что они назревали в ходе национально-освободительной борьбы против фашистских оккупантов и имели целью, прежде всего уничтожение фашистских порядков и установление народной власти. В некоторых странах уже во время освободительной борьбы в едином непрерывном процессе осуществлялись глубокие революционные преобразования, открывавшие путь к социализму. Соотношение решаемых общедемократических и социалистических задач зависело от многих факторов и в разных странах было неодинаковым[26].

Своеобразие народно-демократических и социалистических революций выражалось также в том, что после их победы продолжали существовать политические партии не только трудящихся, но и буржуазии (исключая военных преступников и коллаборационистов), которая была лишена власти и прежних привилегий, но сохраняла известные политические права.

В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы народно-демократические и социалистические революции начались с антифашистских вооруженных восстаний. В Югославии, Болгарии, Чехословакии, Румынии они осуществлялись силами широкого антифашистского фронта, в состав которого входили рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и часть патриотически настроенной буржуазии. Значительную роль в восстаниях сыграли партизанские силы и армейские части, перешедшие на сторону народа. Участие в них широких народных масс обеспечило успех в ликвидации фашистских и профашистских клик, в проведении коренных политических и социально-экономических преобразований. Однако размах, характер и политические итоги вооруженных выступлений в каждой стране были неодинаковыми[27].

В Югославии антифашистское вооруженное восстание, вспыхнувшее в июле 1941 г., переросло во всенародную борьбу за национальное и социальное освобождение. Ее руководящей и направляющей силой был рабочий класс и Коммунистическая партия Югославии. Новая власть на постоянно расширявшейся освобожденной территории стала приобретать черты диктатуры пролетариата, основанной на широком союзе всех антифашистских и демократических сил. В мае — августе 1944 г. антифашистские веча Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Боки были провозглашены высшими законодательными и исполнительными органами народной власти этих земель. 9 ноября в Белграде состоялось первое заседание Великой антифашистской скупщины народного освобождения Сербии, которое подтвердило решение Второй сессии АВНОЮ о вхождении Сербии в состав Демократической Федеративной Югославии на равноправной основе. По мере освобождения страны народно-освободительные комитеты, созданные в качестве местных органов государственной власти, осуществляли мероприятия, которые положили начало преобразованиям социалистического характера.

Важнейшей задачей центральных и местных органов народной власти было восстановление разрушенных оккупантами промышленных предприятий и рудников, транспорта и средств связи, школ и больниц, обеспечение населения продовольствием и топливом. НКОЮ, выполняя функции народного правительства, принял ряд важных решений в области экономики, в том числе постановление о национализации собственности оккупантов и предателей. В декабре 1944 г. были созданы Экономический совет, Управление по производству и распределению угля, Государственное управление народным имуществом и Государственное финансовое управление, что позволило приступить к плановому ведению хозяйства.

Большое значение для демократизации жизни на освобожденной территории имело решение НКОЮ о ликвидации квислинговских организаций и отмене законодательных актов, принятых оккупационными властями. Повышалась активность массовых антифашистских союзов, женских и молодежных организаций. В течение зимы 1944/45 г. во всех освобожденных районах состоялись выборы в народно-освободительные комитеты, были созданы районные, областные и краевые скупщины, прошли республиканские конгрессы народного фронта. «На всех территориях, — отмечал позднее И. Броз Тито, — где мы были хозяевами положения, мы уничтожали старый, буржуазный государственный аппарат... Мы создавали новые, народные органы власти и ее органы безопасности. Когда страна была полностью освобождена, мы поступили таким же образом на всей территории Югославии»[28].

Свои особенности имело развитие революции в Польше. Под воздействием побед Вооруженных Сил СССР, успешного грандиозного наступления советских войск усиливалось освободительное движение в стране. Польская рабочая партия использовала благоприятную обстановку для укрепления Национального фронта и влияния Крайовы Рады Народовой (КРН), создания на оккупированной территории Армии Людовой и местных органов народной власти. В состав народных органов власти входили и представители других патриотических сил, стоявших на позициях активной борьбы с оккупантами.

Созданный 21 июля 1944 г. центральный орган исполнительной власти — Польский комитет национального освобождения (ПКНО) 22 июля обратился с Манифестом к польскому народу, в котором была изложена программа завершения вместе с Советской Армией борьбы против фашистских оккупантов и строительства нового государства, обеспечивающего равенство всех граждан, избавление их от угнетения и эксплуатации, демократическое развитие общества. В Манифесте содержались положения о проведении в жизнь социально-экономических преобразований в интересах трудящихся и разрешении ряда социальных проблем. Их осуществление наряду с созданием ПКНО и рад народовых означало победу революции в Польше. Это явилось историческим переломом: в Польше «началась социальная революция, начался процесс социалистических преобразовании».

Изменения в характере власти повлекли за собой преобразования: в социальной структуре общества и в формах собственности на средства производства. Важнейшими актами революции явились земельная реформа и национализация промышленности. Реформа, проводившаяся на основе декрета ПКНО от 6 сентября 1944 г., предусматривала конфискацию земли сверх 100 га общей площади, в том числе пахотной — сверх 50 га, и передачу ее в государственный земельный фонд для надела безземельным и малоземельным крестьянам, сельскохозяйственным рабочим и служащим. Демократический характер этого акта усиливало активное участие в нем беднейшего крестьянства. Большую роль в осуществлении реформы, проходившей в обстановке ожесточенной классовой борьбы, сыграли рабочие бригады. На освобожденной территории Польши она была завершена к концу 1944 г. В ходе ее почти 110 тыс. семей, в том числе малоземельные (более 63 процентов), безземельные и сельскохозяйственные рабочие (около 32 процентов), получили 212 084 га пахотной земли. Реформа показала, что новый, народный строй является подлинным защитником интересов трудящихся. Она способствовала росту политической сознательности и активности крестьянства.

В ходе революции буржуазия лишалась базы своего экономического и политического господства. Молодое государство брало в свои руки, управление крупнейшими предприятиями металлургической, военной, электротехнической, химической, пищевой, строительной, деревообрабатывающей промышленности. В ведение народной власти переходили все-предприятия, ранее принадлежавшие немецким акционерным компаниям и частным лицам, а также бежавшим из страны владельцам и предателям, сотрудничавшим с оккупантами. Во многих случаях руководство заводами и фабриками брали на себя советы на предприятиях. Так создавались, экономические основы народного строя Польши[29].

Укрепление народной власти свидетельствовало об успешном развитии революции в стране. Все более расширялись возможности для формирования Временного правительства Польши. Этому долгое время препятствовала польская реакция, особенно эмигрантское правительство в Лондоне. Антинародные силы пытались игнорировать ПКНО, вели подрывную и террористическую деятельность. Но освобождение Советской Армией польских земель ослабило силы реакции и не позволило им развязать гражданскую войну.

В октябре 1944 г. во время пребывания У. Черчилля и С. Миколайчика в Москве велись переговоры о создании единого польского правительства. Советский Союз твердо и последовательно поддерживал ПКНО как подлинного выразителя воли польского народа. Черчилль вынужден был встретиться с делегацией Польского комитета национального освобождения, но переговоры положительных результатов не дали.

Между тем авторитет и влияние ПКНО в стране все более росли. Он успешно решил ряд важных вопросов восстановления народного хозяйства, осуществил крупные социально-экономические преобразования. Его политика пользовалась широкой поддержкой польского народа. Поэтому ППР выступила с инициативой преобразования ПКНО во Временное правительство. 31 декабря такой закон был принят Крайовой Радой Народовой. Через несколько дней СССР признал Временное правительство Польши.

«В союзе с Советской Армией, победа которой спасла польский народ от уничтожения и послужила решающей предпосылкой обретения независимости, — говорил Первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек на торжественном заседании Сейма ПНР 21 июля 1974 г., — солдаты польской армии, сформированной в СССР, партизаны Гвардии Людовой и Армии Людовой, а затем воины народного Войска Польского освобождали родную землю, закладывали фундамент народной власти. Эта новая Польша, образование которой возвестил Манифест Польского комитета национального освобождения, облик которой определили и строительством которой руководили левые силы, — эта Польша претворяла в жизнь кровные интересы всего народа и увенчала победой его освободительную борьбу»[30].

Определенную специфику имело становление народно-демократической власти в Чехословакии. Уже в первые дни Словацкого национального восстания руководящий орган восставшего народа — Словацкий национальный совет, в котором ведущую роль играла компартия, принял декларацию, в которой провозглашался переход в его руки всей законодательной и исполнительной власти. В этом документе нашло отражение стремление словацкого народа жить вмеете с чешским народом в новой, демократической Чехословацкой республике и наряду с национальным освобождением добиться улучшения социального положения трудящихся путем справедливого распределения национального дохода, перераспределения земельной собственности в интересах крестьянской бедноты и получения рабочими большей доли создаваемого ими общественного продукта.

Большое значение имело проведение в жизнь принятых СНС по инициативе компартии решений, определявших статут новых революционных органов власти и предусматривавших ряд революционных мер. На освобожденной территории начали функционировать ведомства СНС по внутренним делам, финансам, экономике, снабжению, транспорту, школам и просвещению, правосудию и социальному страхованию. Осуществлялись акты, обеспечившие народу широкие демократические свободы, были освобождены политические заключенные. 8 сентября 1944 г. Словацкий национальный совет постановил конфисковать предприятия немецких монополий, а также словацких коллаборационистов.

Словацкий национальный совет, выступая в качестве ведущего политического органа восставшего народа, в этот период осуществил ряд других важных революционных мер, направленных на установление демократических порядков, утверждение народно-демократической власти. Созданные на местах национальные комитеты явились важнейшим орудием народной демократии. Их первой задачей стала мобилизация всех сил и средств для победы над врагом.

В ходе Словацкого национального восстания коммунисты, входившие в революционные органы власти, настойчиво отстаивали интересы трудящихся. Постоянно рос и укреплялся их авторитет в массах. Большое значение для идейного сплочения рабочего класса Словакии и усиления его роли в революционном процессе имело объединение коммунистической и социал-демократической партий. Их объединительный съезд, состоявшийся 17 сентября 1944 г., определил задачи дальнейшего развития революции: национализацию крупных предприятий и банков, проведение земельной реформы, демократическое решение национального вопроса в рамках единого народно-демократического государства. Созванная через месяц в Подбрезовой конференция заводских комитетов полностью поддержала выработанную объединительным съездом программу революционных мероприятий.

Чехословацкое эмигрантское правительство настойчиво стремилось остановить процесс развития революции, лишить новые органы власти законодательных функций, полностью поставить их под свой контроль. Оно требовало, чтобы все свои действия СНС согласовывал с президентом и правительством, поступал в духе действующей конституции, и добивалось предоставления его представителям возможности управлять освобожденной территорией. Словацкий национальный совет решительно отверг эти притязания. 16 октября 1944 г. он принял постановление, в котором прибывший из Лондона «правительственный делегат» рассматривался лишь как посредник между СНС и правительством[31].

В освобожденных советскими войсками и словацкими повстанцами районах в активную политическую жизнь включались широкие слои трудящихся. Развертывалась деятельность воссозданных партийных организаций и национальных комитетов. Эти районы стали базой мобилизации сил народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов.

В Болгарии народная власть была установлена в результате всеобщего восстания 9 сентября 1944 г. Независимо от того, что в первое правительство Отечественного фронта кроме коммунистов входили и представители других партий, оно осуществляло власть рабочего класса, выступавшего в союзе с трудовым крестьянством и народной интеллигенцией под руководством коммунистической партии.

Правительство Отечественного фронта, возглавляемое руководителем союза «Звено» К. Георгиевым, немедленно приступило к осуществлению глубоких политических и социально-экономических преобразований. Первыми его актами были фактический разрыв союза Болгарии с фашистской Германией и активное участие в войне против гитлеровцев, слом старого буржуазно-фашистского государственного аппарата и создание народных органов власти в лице комитетов Отечественного фронта, роспуск фашистского Народного собрания, образование народной милиции и демократизация армии. По инициативе БРП и при участии партий Отечественного фронта были созданы единая молодежная организация, 30 отраслевых профсоюзов, Болгарский народный женский союз, Общество дружбы с Советским Союзом.

Народная власть сосредоточила свои основные усилия на мобилизации материальных ресурсов страны для борьбы с гитлеровской Германией и принимала решительные меры, направленные против иностранного и местного монополистического капитала. Специальным решением Совета министров от 15 сентября 1944 г. под контроль государства была поставлена вся находившаяся в стране собственность гитлеровской Германии и ее граждан (159 предприятий и фирм с общим капиталом более 2 млрд. левов). Народное государство начало национализацию банков, страховых обществ, шахт, электростанций, ввело контроль над частными внешнеторговыми фирмами. Сильный удар по крупному капиталу нанесли судебные процессы над военными преступниками. У предпринимателей, совершивших преступления против народа и сотрудничавших с гитлеровцами, было конфисковано 146 предприятий.

На предприятиях был установлен общественный контроль за производством и распределением. Его осуществляли первоначально комитеты Отечественного фронта, а с созданием профсоюзных организаций — фабрично-заводские комитеты. Государство определяло частным предпринимателям норму прибыли, снабжало их сырьем, электроэнергией, топливом. Рабочим и служащим была увеличена зарплата, женщины стали получать оплату за труд наравне с мужчинами.

Органы государственной власти занимались также аграрным вопросом. Крестьянство, освобожденное от монархофашистского гнета и эксплуатации крупных монополий, получало землю и объединялось в трудовые кооперативные земледельческие хозяйства.

Характеризуя путь народной Болгарии, Первый секретарь ЦК БКПТ Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии Т. Живков отмечал, что «этот путь — подтверждение марксистско-ленинского положения о характере революции 9 сентября, явившейся продолжением и развитием Великой Октябрьской социалистической революции условиях Болгарии, подтверждением всемирного значения общих закономерностей социалистической революции и социалистического строительства, проверенных опытом КПСС и Советского Союза и примененных с учетом специфических условий нашей страны»[32].

В Румынии в результате разгрома немецко-фашистских войск на ее территории и антифашистского вооруженного восстания 23 августа 1944 г. был свергнут военно-фашистский режим И. Антонеску.

«Историческое событие 23 августа 1944 года, — отмечал Генеральный секретарь РКП, Президент Социалистической Республики Румынии Н. Чаушеску, — ознаменовало начало народной революции в Румынии, эпохи великих революционных преобразований в экономической и общественной жизни страны, в структуре общества, обеспечило подлинную независимость нашей родины».

После свержения фашизма трудящиеся страны получили возможность более активно воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику государства. Однако новое правительство во главе с генералом К. Санатеску не было подлинно демократическим. Оно состояло в своем большинстве из реакционных генералов, связанных с банковско-промышленными монополиями, и представителей буржуазно-помещичьих партий. Это правительство пыталось остановить революционный процесс, рассчитывая на помощь международной реакции. Оно оставило в неприкосновенности старый государственный аппарат, где видные посты продолжали занимать чиновники, которые раньше служили фашистскому режиму. Вместе с тем правительство Санатеску ставило своей задачей немедленный вывод страны из антисоветской войны и заключение перемирия, восстановление национальной независимости и суверенитета. Поэтому РКП приняла решение войти в правительство.

Несмотря на столь сложную политическую обстановку в стране, революция продолжала развиваться. Реакция была уже не в силах остановить революционный процесс, подавить политическую активность народа, который под руководством коммунистической партии поднялся на борьбу за свое социальное освобождение. Роль гегемона в развернувшейся революции принадлежала пролетариату, который выступал в союзе с основными массами крестьянства и другими мелкобуржуазными слоями населения. Временным попутчиком движущих сил революции на этом этапе являлась часть буржуазии, заинтересованная в проведении мероприятий антифеодального и антифашистского характера. Это обстоятельство позволяло рабочему классу взять курс на мирное развитие революции. Дальнейшему сплочению его рядов способствовало создание единых профсоюзов.

Коммунистическая партия, опираясь на боевые патриотические отряды и возникшие в деревне крестьянские комитеты, разоблачая антинародную политику буржуазно-помещичьих партий, вовлекала массы в борьбу против фашистских элементов и их пособников, за демократизацию государственного аппарата и мобилизовывала трудящихся на оказание помощи фронту.

Развитие революции поставило на повестку дня требование отставки правительства Санатеску. В целях мобилизации антифашистских сил, укрепления союза рабочих и крестьян и дальнейшего углубления революционного процесса по инициативе компартии 2 октября был создан Центральный комитет Единого рабочего фронта, а спустя десять дней — Национально-демократический фронт, в который вошли коммунистическая партия, социал-демократическая партия, единые профсоюзы, «Фронт земледельцев», «Союз патриотов» и МАДОС (организация венгерских трудящихся в Румынии). Это позволило демократическим силам значительно укрепить свои позиции в борьбе с буржуазными «историческими» партиями, а затем и одержать победу, взять власть в свои руки.

В середине октября 1944 г. представители рабочих партий вышли из состава правительства Санатеску. Это означало, что рабочий класс лишил правительство своего доверия. Король вынужден был согласиться на существенную реорганизацию правительства, предоставив больше министерских постов, чем прежде, деятелям Национально-демократического фронта. Однако это не могло удовлетворить требования народных масс. Усилились чистка государственного аппарата от антинародных элементов и самочинный раздел помещичьих земель.

Чтобы сорвать процесс дальнейшей демократизации страны, король при поддержке лидеров буржуазных партий назначил 6 декабря главой правительства начальника генерального штаба генерала Н. Радеску, который пообещал провести земельную реформу. Вскоре, однако, стало ясно, что правительство, в котором преобладали реакционеры, не собирается проводить в жизнь свои обязательства[33].

В сложной и трудной борьбе протекал процесс становления и укрепления народно-демократической власти в Венгрии. Здесь, как и в Румынии, в предшествующие годы не было условий для широкого освободительного движения и деятельности коммунистов. Тем не менее, в стране все более углублялся политический кризис, вызванный сокрушительным разгромом немецких и венгерских войск на советско-германском фронте. Это проявлялось в дезорганизации производства, обострении продовольственного положения в стране, активизации партизанской борьбы, росте антигерманских настроений в армии.

Вступление Советских Вооруженных Сил на территорию Венгрии революционные силы страны использовали для сплочения своих рядов и создания антифашистского фронта. Опираясь на этот фронт и на примкнувшую к нему часть офицерства, Венгерская коммунистическая партия начала готовить народное восстание против немецких оккупантов и нилашистов.

По инициативе коммунистов антифашистский фронт создал Повстанческий национально-освободительный комитет во главе с Э. Байчи-Жилински. В него вошли представители компартии, социал-демократической партии, партии мелких сельских хозяев, национальной крестьянской партии и Общества друзей Советского Союза. Комитет возглавил формирование боевых групп, разработку плана восстания. Однако в конце ноября 1944 г. его ведущие руководители Э. Байчи-Жилински, генерал Я. Кишш и другие были схвачены нилашистами и в декабре казнены.

Несмотря на то, что назревавшее вооруженное выступление было сорвано, движение Сопротивления продолжало развиваться. Освобожденная в сентябре — октябре Советской Армией значительная часть восточных районов Венгрии стала базой формирования революционных органов власти, развертывания народно-демократической революции в стране. По инициативе коммунистов создавались национальные комитеты. Они обеспечивали охрану порядка, снабжение населения продуктами, налаживали работу промышленных предприятий и транспорта, осуществляли другие первоочередные мероприятия.

2 декабря 1944 г. на основе разработанной ВКП «Программы демократического восстановления и подъема Венгрии» был создан Венгерский национальный фронт независимости (ВНФН). В него вошли коммунистическая, социал-демократическая, национальная крестьянская, буржуазно-демократическая партии, партия мелких сельских хозяев, профсоюзы. Программа венгерских коммунистов стала отныне программой ВНФН. Она получила одобрение широких народных масс.

Событием большого политического значения явилась первая сессия Временного национального собрания, состоявшаяся в городе Дебрецене 21–22 декабря 1944 г. Выборы депутатов проводились на основе выдвижения кандидатов национальными комитетами. Сессия сформировала центральные органы власти: Политический совет — коллегиальный орган, исполнявший функции высшего органа государства, и Временное правительство, в состав которого вошли три представителя от коммунистической партии, по два от партии мелких сельских хозяев и социал-демократической партии, один от национальной крестьянской партии, а также четыре беспартийных, трое из которых — бывшие хортистские генералы. Эти генералы заняли посты премьер-министра, военного министра и министра снабжения. Однако большинство в Совете министров составляли представители рабочих и крестьян, что явилось большой победой народно-демократической революции в стране[34].

На характер и активность проведения революционных преобразований в странах Центральный и Юго-Восточной Европы оказывали влияние не только уровень политической зрелости и готовность масс поддержать их, но и соотношение сил на международной арене.

Немалое значение для социально-политического развития Румынии и Болгарии имело заключение соглашений о перемирии с Советским Союзом, США и Великобританией. Они обеспечивали благоприятные условия для дальнейшего продвижения этих стран по демократическому пути, для устранения угрозы возрождения фашизма. Во всех соглашениях содержалось обязательство этих стран немедленно распустить находившиеся на их территории фашистские политические, военные, военизированные и другие организации и впредь не допускать их существования[35].

Таким образом, во второй половине 1944 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы по мере их освобождения Советской Армией развертывались народно-демократические и социалистические революции.

Несмотря на различия в темпах и масштабах, социально-политические преобразования в этих странах имели общие черты, которые были главными, определяющими. Развитие революционного процесса определялось здесь общими закономерностями перехода от капитализма к социализму, протекало на основе общей стратегической линии коммунистических и рабочих партий, общей направленности их деятельности на сплочение прогрессивных сил в борьбе за установление власти народа и осуществление глубоких революционных политических и социально-экономических преобразований.

Победа революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы составила новый этап мирового революционного процесса, привела к дальнейшему укреплению мирового социализма и ослаблению империализма.

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: совет, Национальный, Польши, Словацкий, слоя, народного
Просмотров: 196 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0