Главная » Файлы » Статьи » Исторические

СЛАВЯНЕ-РУСЫ-ВАРЯГИ - КТО ОНИ?
26.02.2012, 12:27

Автор: Т. Н. АРЦЫБАШЕВА

Кто мы есть и кем нам следует быть? Поиски ответов на эти вопросы возникали в разные эпохи и они по-разному формулировались. Не остались в стороне от всеобщего интереса к национальным истокам и ученые. И новые, и хорошо известные авторы выдвинули массу взаимоопровергающих предположений, концепций и теорий, нередко по-разному трактуя одни и те же исторические свидетельства. В этом потоке идей детерминированное индивидуальным опытом сознание выделяло то, что было созвучно личному видению каждого автора.

Более чем двухвековой спор норманнистов и антинорманнистов, славянофилов и евразийцев сосредоточен вокруг старой как мир проблемы - происхождения Руси и русскости. Со времен М. В. Ломоносова и В. Н. Татищева выделялись три ключевых понятия: славяне - русы - варяги. И хотя "почти болезненное обострение внимания к данной тематике... не привело к существенному обогащению новыми идеями двухсотлетней дискуссии" 1 , оно выдвинуло, может быть и абсурдные с точки зрения классической истории, но весьма любопытные гипотезы.

Наиболее любопытны из развивающих эту тему публикации последних лет 2 , где осторожно, а где и откровенно дерзко интерпретируются известные исторические факты. Один из ключевых вопросов обсуждения - происхождение и географическая, этническая и культурная локализация "русов", - решается исследователями преимущественно с южнорусских позиций.

Идею рождения руси в евразийских степях, впервые высказанную в конце XIX столетия Д. И. Иловайским 3 поддержали во второй половине XX в. многие авторитетные ученые. Г. В. Вернадский предположил аланское происхождение термина рус, определив самостоятельное государственное образование Русь как результат слияния славянских и аланских элементов 4 . Б. Н. Заходер доказывал существование раннего южного восточнославянского государства, переходного от племенного объединения или княжения - предшественника Древней Руси 5 . Б. А. Рыбаков, основываясь на интерпретации известных текстов, указал на локализацию в VI- VII вв. племен под названием Русь в Поросье с главным городом Родень 6 . Новые имена, новые гипотезы и новые попытки аргументации славянского происхождения русов основывались на сопоставлении преимущественно аутентичных нарра-


Арцыбашева Татьяна Николаевна - кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии Курского государственного университета.

стр. 118


тивных источников и последних данных нумизматики, археологии, лингвистики, гидро-, топо- и этнонимики.

Привлекаемые современными исследователями и их предшественниками текстологические и топонимические свидетельства содержат немало примеров славяно-русского присутствия в войске Атиллы (433 - 454 гг.) и гуннском племенном союзе, а также в этнических и политических образованиях, сменявших друг друга позднее на пространствах от Днепра до Волги, от Верховьев Донца и Дона до Крыма и Кавказа.

Есть сведения об обитавшем в VI в. в причерноморских степях "народе рус" в "Хронике" византийского автора первой половины VI в. Захария Митиленского (Ритора) 7 . Как "вид" славян упоминаются русы в сочинениях Ибн Хордадбеха (IX в.) 8 . Арабский писатель и историк IX-X вв. ал-Масу'ди прямо указывает на этногенетическое родство прикаспийских хазар, славян и русов. "...Русы и соседи их по этому морю тождественны с хазарами", "...что касается язычников, находившихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть славяне и русы.... в Хазарской стране находятся славяне и русы ... Это славянское племя и другие примыкают к востоку и простираются на запад" 9 .

Исландские географические карты 10 и сочинения XII-XIV вв., отражающие устную традицию, относящуюся ко времени активных культурных контактов народов Скандинавии и Руси, называют русскими земли юго- восточной части территории Европы вплоть до границы с Азией по реке Танаис 11 , именуя эти обширные пространства "Великим Свитьодом" (Svipjod hin mikla) 12 . Многократно повторенное в скандинавских сагах, расплывчатое и неопределенное понятие "Великий Свитьод" обретает в географических источниках конкретный смысл как одно из раннесредневековых названий Руси. Поскольку эту же территорию Снорри Стурлуссон во введении к "Младшей Эдде" и Исиодор в "Планисфере" именуют Сифия (Скифия) 13 , очевидным становится и происхождение термина "Свитьод", и место, куда окольными путями стремилось возвратиться загадочное "Константинопольское" посольство "русов", упомянутое под 839 г. в "Вертинских анналах".

Не менее примечательно и уточнение одного из древнеисландских текстов: "В том государстве [Великом Свитьоде] есть [часть], которая называется Русия, мы называем ее Гардарики" (I austanverdri Europa ergardariki) 14 . На карте топоним Гардарик 15 отмечен много севернее, а самое раннее его использование не выходит за пределы X столетия, подсказывая историкам время возможного появления руси в краю болотистой тайги и прозрачных озер.

В других западноевропейских источниках - английских, германских, польских 16 - также обнаруживаются свидетельства о существовании северных или прибалтийских русов, но, к сожалению, не настолько явные, чтобы подсказать направление научного поиска. А вот строка из сочинения арабского писателя Фарси ("Русы состоят из тех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба...; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте... Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу") подвигла на кропотливую работу не одно поколение исследователей.

И. Е. Саратов, анализируя разноплановые исторические, археологические, лингвистические данные последних десятилетий XX в. и отталкиваясь от значения вайнахского слова "арта" - поле, определил местоположение многоэтничной "Артании" (Арсании) в степной зоне севернее Кавказского хребта с центрами в бассейне Донца и Дона, Северном Приазовье и устье Кубани. "О том, что поляне-русы жили в степных просторах юго-востока Европы, красноречиво говорят названия многих рек этого региона (древнее название Волги - Рос, а Оскола - Рось, на правом же берегу Днепра реки Рось, Россава, Роська). Именно на этой территории в различные периоды первого тысячелетия жили племена, названия которых так однозвучны с названиями упомянутых рек: аорсы, роксоланы, росы, росомоны, русы-поляне", - писал же тот автор. Н. А. Ульянкин, основываясь на явном сходстве

стр. 119


материальной культуры, локализовал Русь VI-VII вв. почти в этих же рубежах - от Киева и Чернигова до современных Курска и Воронежа, назвав ее Днепровской 17 .

Пределами Днепровского Левобережья и бассейнов Среднего Дона и Верхней Оки очертил границы сильного "прарусского" государства VII-VIII вв. В. В. Седов, одним из первых отвергнув подчинение этой земли Хазарскому каганату 18 . Предположение Седова весьма аргументировано развивает Е. С. Галкина, опираясь на новейшие археологические, нумизматические и эпиграфические исследования. По ее мнению, современные научные данные доказывают реальное существование неоднократно упоминаемого в арабо- персидской и западно-европейской литературе (Ибн Русте, Гардиди, "Худуд ала Алам", "Вертинские анналы") Русского каганата, несколько веков отождествлявшегося с Хазарией. Главный этнос этого, как она считает, военно- торгового государства, составляли заселявшие верховья Донца и Дона сармато- аланы, оказавшие значительное влияние на славянские племена раннего средневековья и вместе с ними образовавшие первое русское государство, локализуемое на юго-востоке Восточно-Европейской равнины - на территории верхнего и среднего течения реки Дон - Танаис ("река славян"), Северского Донца и притоков Днепра, вместе образующих торговую "реку рус", с востока ограниченную водоразделом Дона и средней Волги и Суры, средним Доном, Хопром и Медведицей, с запада - восточными славянами и с юга - Донецким кряжем ("Русская гора") и булгарским Подоньем. "Именно земли Русского каганата после его гибели вошли в ядро Киевской Руси, оставив славянам имя "Русь", - убеждена Галкина 19 .

Поисками загадочного государственного образования, название которого "Русский каганат" встречается в самых различных средневековых источниках, занимались в XX столетии и приверженцы норманнской теории происхождения Руси. Так, П. Н. Милюков центром этого каганата называл Тимерево городище под Ярославлем 20 , указывая на его перенасыщенность скандинавскими памятниками как на свидетельство автономного существования норманнов, которые здесь, по его мнению, "составляли своего рода касту, державшуюся особняком от местного населения". "Словене (новгородские колонисты), кривичи, чудь и меря - были как раз теми племенами, над которыми русы из каганата в какой-то форме осуществляли свою власть до своего ухода", - писал он 21 .

Р. Г. Скрынников, идентифицирующий русов с варягами и викингами, определяет характер этой "власти" следующим образом: "русы торговали мехами, медом и другими товарами, которые они получали как дань в землях финнов и славян. Кроме того, норманны промышляли работорговлей". Отмечая, вслед за Милюковым, особую роль Тимерева городища на водном пути "из варяг в арабы" (из Ладоги на Волгу), он наделяет на пути "из варяг в греки" аналогичной функцией Гнездовское городище на Днепре под Смоленском, отмеченное на археологической карте. Это самый крупный из известных в Европе, как считает исследователь, норманнских некрополей 22 .

Как приведенные выше, так и не упомянутые гипотезы, подразумевающие сходство или подчеркивающие различие русов и славян, русов и норманнов, позволяют выстроить цепочку умозаключений, доказывающих если не этногенетическое родство славян и русов, то во всяком случае их многовековое тесное соседство и сотрудничество. Исторически логично автономное существование по крайней мере трех поселений, отстоящих друг от друга на многие километры, но связанных течением рек, территорий, заселенных в раннем средневековье разными народностями, среди которых росы-русы играли особую роль. В этом контексте объяснимо и появление в достаточно короткое время разветвленных торговых коммуникаций трансконтинентального значения, и сам ход социальных и политических событий в жизни восточных славян.

Напрашивается вывод: можно искать следы Русского каганата не только в степной и лесостепной зонах Восточной Европы, но и в лесном Междуре-

стр. 120


чье и далее на север. Однако, чтобы согласиться с норманнской теорией пришествия русов с северных морей, надо напрочь отвергнуть древнеисландское предание, в частности, "Младшую Эдду" с ее рассказом о том, что Один пришел со своими родичами - асами, заселившими страну и установившими в ней законы, из - Скифии 23 .

Итак, отмежевавшись от норманнистов в оценке происхождения русов и обосновав возможность их родства со славянами, вернемся к определению значения терминов "рус", "славянин", и "варяг".

Легендарная история отбирает и хранит в памяти далеко неслучайные события. И первое, что кодирует самую существенную и сущностную информацию - слово, имя, название, которые сохраняют тайну смысла "перворождения". Так что искомая (или одна из возможных) разгадок изначальной сути этих понятий может быть сокрыта в их этимологии.

Византийские историки и писатели (Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Иоанн Эфесский, Исидор Севильский, Иордан, Феофилакт Симокатта) свидетельствуют, что в славянском обществе, не позднее VI столетия перестроившемся на военный лад, достаточно рано выделился особый социальный слой - вожди и дружинники 24 . "Греческое военное руководство - "Маврикия", составленное во второй половине VI столетия говорит, что словены и анты (восточные степные славяне. - Т. А. ) имеют много начальников (оно называет их риксами, слово, которое в древнем языке означало начальник, господин - одного корня с латинским словом rex - король)", - пишет М. С. Грушевский 25 . Автор "Стратегикона" (кон. VI - начало VII вв.), отмечая, что у славян много предводителей, также называет их "rex". Другой источник, описывая войну антов с готами (третья четверть IV в.), относит к "rex'ам" легендарного Божа, распятого вместе с сыновьями и 70-ю старейшинами 26 . По сведениям того же автора, славянский rex Мусокий имел флот из лодок-однодревок, а rex Пирогаст возглавлял крупный конный отряд 27 . Известен и славянский князь (къпегъ) того же времени - Ардогаст, управлявший целой страной и возглавлявший походы на Византию, откуда дружинники толпами приводили рабов, поселяемых на общественной земле, и те определенное время платили оброк и несли повинности в пользу господина. Так, вероятно, начинались княжеские домены, потому-то рядом с городищем - жилищем князя - и обнаруживаются обслуживающие его ремесленно-земледельческие поселения 28 .

Но вернемся к термину "rex" и его бытованию в более поздние времена. Среди использующих это загадочное слово и доступных каждому читателю древнерусских текстов, - житие Феодосия Печерского, составленное Нестором в конце XI века. В эпизоде разговора князя Изяслава с иноком, сторожащим запертые после полудня монастырские ворота, наталкиваемся на следующую фразу, обращенную к неузнанному и, судя по тексту, невидимому за дверными створками князю: "Рех ти, яко повелено ми есть от игумено, яко аще и князь приидеть, не отверзе врат, то уже аще хощеши, потрьпи мало, дондеже год будеть вечерьний" 29 . Намеренно или случайно, но это предложение в современном переводе исчезает как прямая речь, трактуемое весьма условно. Тут могла сказаться неясность смысла слова, открывающего фразу и использованного в данном случае как принятое и привычное (с оттенком уважения) обращение. Нам же данное ситуация позволяет понять характер развития и нюансы использования этого термина.

Именно в лингвистической и социальной трансформации слова "rex", в расширении его использования следует искать истоки понятия "рус", возникшего как обозначение военного вождя и позднее перенесенного на самых сильных и активных людей племени.

"Короче, "русь" - это князья, бояре, князи мужи, огнищане, мечники, тиуны, дружинники, стоявшие над всеми полянами, древлянами, радимичами и вятичами, не связанные родоплеменными отношениями, но все вместе составлявшие военный, церковный, административный аппарат власти, иначе говоря "господствующий слой"", - подытоживает Г. Ф. Хохряков 31 , имея

стр. 121


в виду уже Русь "крещенную". Отметив, что в сербском языке известно слово "фЭчнз" - ремезьство, ремесленник с идентичным корнем 32 , добавим к этому перечню и ремесленников, владеющих значимым и, вероятно, особо ценным ремеслом, продукт которого необходим, в первую очередь, торговой, военной и церковной знати.

Таким образом, "рус, русич" XI-XIII столетия - профессионал, умелец, гражданин города, а формирующееся на этом фоне определение "русский" лишено какого-либо родового или этнического оттенка и напрямую связано с расцветом в удельные времена городской христианизированной культуры.

Г. И. Анохин, размышляя об особенностях русской социальной истории, подчеркивает: "Если слово "русь" означало у всех народов "богатый", "дородный" даже "знать" (для раннего средневековья иногда даже "княжеский дружинник"), то славянин в восточно-славянском обществе означало "простолюдин". Таким образом, "русь" и "славянин" выступают не только и не столько в значении этнонимов внутри славянского общества, сколько в значении соционимов" 33 . "Рус" - политоним, - уточняет В. П. Даркевич, проводя аналогию с западноевропейским обществом: "И у франков уже с VI в. ранняя знать ... формировалась как этнически смешанная группа. В результате тесного содружества со славянами этнические различия...перестали быть политически значимыми" 34 .

Добавим: это результат не столько общественного расслоения, сколько социокультурного развития, поделившего сферу трудовой деятельности и социальные обязанности. И если рус - воин, власть, защита; славянин - пахарь. Что значительнее, с точки зрения этнического самосознания? Ответ на этот вопрос в русском фольклоре, в воспевающих силу богатырских былинах, где землепашец Микула Селянинович побеждает Святогора, неспособного поднять его "переметную суму".

Любопытно и появление термина славянин. В "Повести временных лет" употребляется лишь этноним "словянин" - самоназвание, сложившееся в зоне иноэтничного и инокультурного окружения как выделение и противопоставление своих - "знающих слово" или владеющих "языцем", чужим - "чуди" или "немцам" 35 . Значит обозначение "славянин", где корень "слав" синонимичен "свет" и "свят", закрепилось позднее, отразив социальный и, в некотором роде, мифологический статус того, кто неразрывно связан с матушкой-землей - ее сеятеля, хранителя и устроителя, жителя починка, деревни, села. (Слова "свет", "святость", "слава" в средневековом представлении идентичны, с точки зрения выражения божественной сущности.) Так что, прежде чем родилось тождественное земледельцу - крестьянин-христианин, возникло не менее сакральное - "славянин", впитавшее представление о значении труда на земле и делающее пахаря ровней (выше?) князя-воина. Ведь слово "къпегъ", по мнению лингвистов, имеет общее происхождение со словом жрец 36 , что объясняет применение по отношению к нему эпитета "светлый" или появление частицы "свят" и "слав" в княжеских именах периода раннего государства: Святослав, Святополк, Мстислав. То есть, этимология слов, обозначающих княжеское достоинство и достоинство земледельца, имеет общий корень, сокрытый в религиозно-мифологических представлениях о связи божественной силы "Матери-земли" и "отца Рода" - солнца.

"Письменные и археологические источники свидетельствуют в пользу того, что в VI-VII вв. у славян шел процесс накопления материальных ценностей и людских ресурсов, который был сильно заторможен аварским нашествием. Этот процесс вновь усилился только на грани VIII-IX столетий", - напоминает О. М. Рапов, убежденный, что "дружинники могли объективно появиться только в обеспеченном слое населения. Уже в VI-VII вв. таких дружин у славян было большое количество" 37 . Пленники, которых во множестве захватывали дружинники в походах, трудились как ремесленники, или же осаживались на земле для ее обработки, сыграв, вероятно, немалую роль в земельной колонизации. Если же учитывать, что в эту эпоху

стр. 122


(VI-X вв.) смягчение климата в Европе продвинуло лесостепь на север, создав благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства в центральном и северном регионах, можно понять механизмы активизации славянского расселения в лесостепной и лесной природно-географических зонах.

В конце VII-VIII вв. начал активно функционировать великий Волжско- Балтийский транзитный путь арабского серебра на рынки Европы. Он имел огромное значение не только для развития торговли, но и для возникновения первоначальных государственных объединений и на европейском севере - в Скандинавии и в Центральной и Восточной Европе. Отметим, что аутентичные нарративные источники называют большую часть этого пути русским 38 что заставляет задуматься о той роли, какую русы сыграли в его формировании.

По мнению ряда ученых (Милюков, Даркевич, Скрынников), заслуга в организации торговых сношений Запада и Востока принадлежит неоднократно упоминаемым в средневековых текстах варягам. Их появление на Балтике, Ладоге и Волхове, зафиксированное примерно тогда же, когда разворачивалась славянская земельная колонизация, завершилось освоением крупнейших речных артерий Восточно-Европейской равнины и формированием разветвленной трансконтинентальной торгово-коммуникационной системы.

Мы привычно называем эти пути водными дорогами "из варяг в арабы" и "из варяг в греки" и определяем смысл слова варяг как пришлый (чужой) воин, телохранитель-наемник или вооруженный купец, считая его синонимом слову викинг или норманн. Но вот Г. И. Анохин, специально изучавший этот вопрос, апеллируя к историческим источникам, дает несколько иную трактовку: Двино- Днепровский путь "из варяг в греки", за который мы привыкли "благодарить" норманнов, "нигде не упоминается в древнесеверогерманских письменных источниках. Более того, он не имеет также и никакого скандинавского названия типа "путь из свеев" или "путь из урман". Открытие же археологами в 1972 г. древней каменной крепости у впадения Волхова в Ладогу, по всей вероятности, служившей форпостом на пути возможных нападений северных пиратов, известных всей средневековой Европе как викинги, лишь подтверждает, по мнению Анохина, что это - "торговый путь самих славян по своим землям в Византию, а не скандинавов через пласты финно-угорских и славянских земель" 39 .

Так кто же они, варяги? Анохин отвечает на этот вопрос, исходя из концепции существования Руси у озера Ильмень с его более древним названием - "Русское море" 40 . Центром Приильменской Руси, он считает, была Старая Русса (в противоположность которой построенный позже город на Волхове назван Новгородом), а основой ее экономического процветания - производство и торговля солью. Иначе говоря, термин "варяг" - производный от "вар", "варка", как исстари называли соляной промысел. Надо полагать, каждому понятно, что в те времена означала соль, и какие меры предосторожности были необходимы при ее транспортировке.

Отправлялись караваны с солью в самые разные славянские, норманнские и финно-угорские земли для обмена на ходовые в экспортной торговле товары: воск, мед и пушнину. Организаторами этой торговли были, вне сомнения, хозяева - "варщики" - соли, тогда как сопровождавшая нагруженные суда охрана, вряд ли формировалась из княжеских дружинников, а, скорее набиралась за плату и "связывала клятвой" представителей разных этносов, со временем естественным образом "награждаемых" и званием "варяг", и именем "рус".

"Ничего нет удивительного в том, что в летописи подчеркивается тождество между "русь" и "варяг", а с другой стороны, никакого противоречия нет и в том, что там же утверждается: "От тех (варяг) прозвася Русская земля, новугородьци", - делает вывод Анохин, и с ним трудно не согласиться. О

стр. 123


том, что именно торговый обмен стал основой территориальных взаимосвязей и межэтнических коммуникаций, говорят функционирующая в раннем средневековье система погостов, начала которой коренятся в выделении мест приема "гостей" - пришлых сборщиков или скупщиков производимого товара, и расцвет городов "на перепутье" варяжских дорог. Колонии купцов-воинов, как их называет Даркевич, обрастали поселениями ремесленников, работавших на подготовку далеких и опасных экспедиций. В Гнездовских могильниках Смоленщины обнаружены захоронения мастеров с инструментами, используемыми для постройки и ремонта судов, а в воинских погребениях помимо оружия - необходимые для торговых операций складные карманные весы и гирьки к ним 41 .

Большие вооруженные города возникли именно в среде племен, принимавших наиболее деятельное участие во внешней торговле. К IX-XI вв. разветвленная система водных коммуникаций объединяла уже не только отдельные славянские или многоэтничные поселения. Она собрала в единое целое земли Киевской Руси - обширнейшего государства на восточной окраине европейского континента, включив их в тесное общение с набирающими силу городами Средневековой Европы и упрочив культурно-политические связи с цветущей тогда Византией.

Импульсом и средством этих исторически стремительных преобразований послужила энергия, трудолюбие, предприимчивость и отвага наших общих предков: славян, руссов и варягов - надэтнических образований времен освоения славянами просторов Восточно-Европейской равнины и формирования суперэтноса, получившего название "русский".

Примечания

1. МОСОЛОВА Л. М. Теоретические основания исследования истории культуры регионов России. - Истоки региональных культур России. СПб. 2000, с. 5.

2. САРАТОВ И. Е. Следы наших предков. - Памятники Отечества, 1985, N 32; УЛЬЯНКИН Н. А. Откуда есть пошла русская земля. Тверь. 1991; ХОХРЯКОВ Г. Ф. Русские. Кто мы? М. 1993; ДАРКЕВИЧ В. П. Происхождение и развитие городов Древней Руси. - Вопросы истории (ВИ), 1994, N 10; СЕДОВ В. В. Древнерусская народность. М. 1999; АНОХИН Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. - ВИ, 2000, N 3; ГАЛКИНА Е. С. Тайны Русского каганата. М. 2002.

3. ИЛОВАЙСКИЙ Д. И. Разыскания о начале Руси. М. 1882.

4. VERNADSKY S. The Origins of Russia. Oxford. 1959.

5. ЗАХОДЕР Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Вып. 1. М. 1962.

6. РЫБАКОВ Б. А. Первые века русской истории. М. 1964.

7. ГУСЕЙНОВ Р. А. Место и роль европейских источников в изучении истории народов СССР. - Древнейшие государства на территории СССР. М. 1976.

8. Книга путей и стран. Баку. 1986, с. 124.

9. САРАТОВ И. Е. Ук. соч., с. 37.

10. Описание рукописи и характеристика карты см.: С. Rafn. AR, II, р. 392; Alfredi Islenzk, b. 2, р. С.

11. Согласно средневековым представлениям граница Европы и Азии проходила по реке Дон (Танаис).

12. МЕЛЬНИКОВА Е. А. Древняя Русь в исландских географических сочинениях. - Древнейшие государства на территории СССР, с. 146 - 147.

13. Младшая Эдда. М. -Л. 1970; С. Rafn. AR, II.

14. См. МЕЛЬНИКОВА Е. А. Ук. соч., с. 146.

15. "Фрагмент древнего исландского историко-географического сочинения" содержит отрывок об открытии Исландии Гардаром (VIII-IX вв.); внешне столь очевидна связь имени первооткрывателя и название земли Гардарики. См.: J. Skriptores rerum Danikarum medii aevi. Т. II. Havniae. 1773, p. 25 - 37.

16. МАТУЗОВА В. И. Англо-норманские повествовательные источники XII- XIII вв. о Руси. - Древнейшие государства на территории СССР, с. 130 - 140.

17. САРАТОВ И. Е. Ук. соч., с. 38; УЛЬЯНКИН Н. А. Ук. соч.

18. СЕДОВ В. В. Ук. соч.

19. ГАЛКИНА Е. С. Ук. соч., с. 34.

стр. 124


20. Новейшие материалы показывают, что уже в IX столетии в Ростовской земле развернулось славянское расселение и шел процесс формирования древнерусской народности. См.: ДУБОВ И. В. Города, величеством сияющие. Л. 1985.

21. МИЛЮКОВ П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 1. М. 1993, с. 424 - 426.

22. СКРЫННИКОВ Р. Г. Русь IX-XVII век. СПб. 1999, с. 17.

23. Младшая Эдда, с. 11 - 12. Г. В. Вернадский сделал попытку найти историческую основу этому преданию (VERNADSKY G. Op. cit., р. 174 - 180). Поискам родины викингов в Ростовской области посвятил последний год своей жизни и Тур Хейердал.

24. МИШУЛИН А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. - Вестник древней истории, 1941, N 1 (14), с. 239 - 244, 247, 252, 260.

25. ГРУШЕВСКИЙ М. С. Иллюстрированная история Украины. М. 2001, с. 39.

26. ИОРДАН. О происхождении готов. М. 1960, с. 115.

27. МИШУЛИН А. В. Ук. соч., с. 252, 264, 266.

28. РЫБАКОВ Б. А. Ук. соч., с. 22.

29. Житие Феодосия Печерского. - Древнерусские предания. М. 1992, с. 38.

30. Не от этого ли корня произошли слова: рече (речь-речистый), руце (рука- рукастый), решительный, вполне применимые в качестве определения русского характера? На определенное размышление наводит и происхождение слова рыцарь, согласно этимологии заимствованного из польского - rycevz. См.: ФАСМЕР М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. М. 1987.

31. ХОХРЯКОВ Г. Ф. Ук. соч., с. 15.

32. ФАСМЕР М. Ук. соч., т. 3.

33. АНОХИН Г. И. Ук. соч., с. 56.

34. ДАРКЕВИЧ В. П. Ук. соч., с. 51.

35. ИВАНОВ В. В., ТОПОРОВ В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М. 1965.

36. Этимологический словарь славянских языков. Т. 13. М. 1974 - 1996, с. 200.

37. РАПОВ О. М. Княжеские владения на Руси в X - первой половине XIII в. М. 1977, с. 23, 24.

38. Река Рус - торговый путь, включающий среднее и верхнее течение Дона, Северный Донец и левобережные притоки Днепра. ГАЛКИНА Е. С. Ук. соч., с. 126.

39. АНОХИН Г. И. Ук. соч., с. 55, 57.

40. Там же, с. 54.

41. ДАРКЕВИЧ В. П. Ук. соч., с. 50; ТИХОМИРОВ М. Н. Древнейшая русская надпись. - Русская культура X-XVIII вв. М. 1968, с. 11.

стр. 125

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: кто, Варяги, славяне, русы, статьи, Они
Просмотров: 11500 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Рось и Русь: два государства – два мировозрения
http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/118
Правь – закон Творца и фундамент мировозрения наших предков
http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/121
Рахманы, волхвы-укры, волхвы: борьба сквозь тысячелетия
http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/122
Волхвовский дух Украины: волынские корни Запорожской Сечи
http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/120
Собрание карт прародины славян, древнеславянского и роського расселения, государства Рось 1-9 в.н.э. -
rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps
Фото древнеславянских и роських артефактов -
rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0