Главная » Файлы » Статьи » Исторические

Воспитание и образование англичанки в XVII веке
27.01.2012, 16:54
ИСТОРИОГРАФИЯ. Т. Л. ЛАБУТИНА. Воспитание и образование англичанки в XVII веке

Автор: Л. А. ЗИМУЛИНА

Санкт-Петербург. Алетейя. 2001. 247 с.

Новая монография ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, доктора исторических наук Т. Л. Лабутиной, теснейшим образом связанная с ее предыдущими работами 1 .

Исследование написано на основе анализа широкого круга источников и многочисленных работ английских и американских авторов. Оно воссоздает картину воспитания и образования англичанок в период правления Стюартов с 1603 по 1714 год. Женское образование в Англии рассматривается во всей его совокупности. Анализу подвергнуты учебные программы, формы и методы обучения как аристократок, так и простолюдинок. Произведения маркиза Г. С. Галифакса, Д. Дефо, Дж. Свифта приведены в приложении, а деятельность Галифакса и его книга "Новогодний подарок для леди" подробно разобраны в специальной главе.

Прослеживая формирование европейской традиции женского образования, автор исходит из того, что основы ее были заложены еще в средние века, когда женщины из высших классов учились по преимуществу в монастырях.

Лишь в эпоху Возрождения появляется светское образование. В Англию гуманистическая традиция женского образования была принесена благодаря испанской принцессе Екатерине Арагонской, а также гуманистам Т. Мору, X. Вивесу, Эразму Роттердамскому. Реформация, проведенная Генрихом VIII, положила конец монастырскому образованию аристократок. Яркой страницей в истории женского образования средневековой Англии стало правление королевы Елизаветы Тюдор. Образование женщин постепенно становится жизненно важной потребностью в раннебуржуазном обществе (с. 22).

В XVII в. в английском обществе развернулась оживленная дискуссия о женщинах: их природе, интеллектуальных способностях, моральных принципах и необходимости для них образования. Обучение подрастающих дочерей постепенно приобретает жизненно важное значение в семьях высших и средних слоев общества. Заметное влияние на развитие духовного мира женщин и их социальное положение оказала Английская революция середины XVII века.

стр. 169


Именно на этот период пришелся "пик" активности женщин в общественно- политической и литературной деятельности, страна узнала имена женщин- памфлетисток, романисток и поэтесс. В то же время, как отмечает автор монографии, образование аристократок и девушек из средних слоев стало заметно различаться. Юные аристократки занимались музыкой, танцами, изучали этикет и французский язык вместо латинского. В домах пуритан, напротив, стремились привить классические знания, а также навыки домодства (с. 37). Оливер Кромвель серьезно относился к женскому образованию. Была издана масса памфлетов, содержавших проекты реформирования системы образования в Англии.

По мнению автора, неверно полагать, что большинство простолюдинок знало хотя бы грамоту, в то время как этим могла похвастаться далеко не каждая аристократка. И все же народное образование на протяжении XVII в. достигло определенных успехов (с. 51). Если для аристократок основными формами обучения было домашнее и в частных пансионах, то простолюдинки обучались в благотворительных школах. Изменения после Славной революции 1688- 1689 гг. затронули и систему образования. В 1698 г. в Англии возникло Общество по распространению христианских знаний, которое и включилось в создание благотворительных школ для детей бедноты (с. 54). Благотворительность зажиточных англичан позволила создать в стране систему народного образования, которая сохранялась на протяжении всего XVIII века. Несмотря на явный перевес физического труда над освоением учебной программы, благотворительные школы способствовали распространению грамотности в народе и сыграли свою роль в деле подготовки профессиональных рабочих, которых требовало растущее промышленное производство. Английский опыт благотворительных школ заимствовали шведы, датчане, голландцы, швейцарцы, немцы, а при Петре I и русские - в крупных городах (с. 66).

Ранние феминистки из буржуазной и аристократической среды выступали в защиту интересов женщин из имущих социальных слоев, отстаивая прежде всего их право на образование.

Предложенные ими проекты реформирования образовательной системы во многом носили просветительский характер, эти проекты частично были реализованы на практике (школы Х. Вулли и М. Эстелл). Дефо предложил в своем "Очерке о проектах" открыть "женские академии" по типу колледжа М. Эстелл. (С точки зрения Лабутиной, социальный эффект идей раннего феминизма в общественной мысли Англии в XVII- XVIII вв. не следует преувеличивать, это движение явно опережало свое время - с. 117.)

Авторская периодизация феминистского движения, предложенная Лабутиной, представляется обоснованной: на первом этапе (XVII - XVIII вв.) феминистки боролись за право женщин на образование, на втором (XIX в.) они выдвигали уже политические требования, на третьем (XX в.) женщины стали отстаивать свои экономические права (с. 118).

Последние главы монографии посвящены анализу взглядов на воспитание и образование женщин видных деятелей мировой культуры - Локка, Свифта, Дефо, Стиля, Аддисона, Мандевиля, Галифакса. Автором впервые введены в научный оборот трактаты просветителей и книги дидактического характера. Перевод произведений просветителей на русский язык дан в приложении к монографии (с. 185 - 230). Рекомендации великих мыслителей по поводу воспитания и образования девушек не потеряли своей актуальности и сегодня.

Автор приходит к выводу, что образование англичанок прямо зависело от их социальной принадлежности и носило ярко выраженный прагматический характер.

Примечания

1. ЛАБУТИНА Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689 - 1714 гг.). М. 1994; ее же. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе. - Вопросы истории, 1997, N 6; ее же. Ранний феминизм в Англии. - Вопросы истории, 2001, N 8.

стр. 170

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: Образование, воспитание, XVII веке, англичанки
Просмотров: 1009 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0