Главная » Файлы » Статьи » Исторические

И. Начало конфликта между В. И. Лениным и А. А. Богдановым (1907-1909 гг.)
28.01.2012, 12:08
И. Начало конфликта между В. И. Лениным и А. А. Богдановым (1907-1909 гг.)

Автор: А. В. Луценко

В первые годы XX в. Ленин и Богданов представляли собой почти идеальное сочетание лидеров: вождя-теоретика, занимавшегося своего рода стратегическим планированием и постановкой принципиальных партийных задач, и руководителя-практика, который брал на себя повседневную тактическую работу на местах, обеспечивая выполнение поставленных задач (эту обязанность и взял на себя Богданов). Взаимодействие Ленина и Богданова вносило в жизнь большевистской фракции немало положительного и создавало организационное преимущество над меньшевиками.

Сотрудничество этих выдающихся деятелей не получило удовлетворительного освещения в советской литературе. Проект Устава РСДРП, вошедший в историю КПСС как "ленинский", был на деле разработан Богдановым, а Лениным одобрен 1 . Богданов стал, по предложению Ленина, одним из руководителей Бюро комитетов большинства (БКБ), готовившего созыв очередного съезда. Это позволяет считать, что в 1904-1905 гг. между ними не существовало никаких разногласий. Оба лидера сотрудничали ради достижения общей цели: создания сильной централизованной социал- демократической партии. На V съезде РСДРП будущие философские оппоненты весьма согласованно отвечали на все критические выступления меньшевиков 2 .

Что же касается отношения большинства рядовых членов партии к Богданову, то немаловажным показателем в этом случае является сам факт заочного переизбрания его в объединенный ЦК РСДРП на IV съезде партии 3 . "Вице- лидер большевиков" 4 на этот раз не имел возможности присутствовать на съезде, поскольку с 1905 г. находился в тюрьме вместе с другими членами Петербургского Совета рабочих депутатов, но его организаторские способности и заслуги были по достоинству оценены делегатами как от большевиков, так и от меньшевиков: именно благодаря его работе находившийся в эмиграции ЦК сохранял устойчивую связь с Россией, а действия местных комитетов РСДРП во время революции отличались четкой координацией. Ценилось и то, что Богданов проявил себя мастером согласований, много сделавшим для преодоления раскола у социал-демократов. Он являлся инициатором созыва IV съезда, восстановившего формальное единство партии. Авторитет его получил признание еще и в связи с тем, что Богданов, избранный в ЦК, умел привлекать талантливых публицистов для работы в легальных и нелегальных большевистских изданиях. Все это способствовало росту


Луценко Антон Виленович - кандидат исторических наук. Северский технологический институт Томского политехнического университета.

стр. 28


численности РСДРП, усиливало влияние социал-демократии на внутриполитическую ситуацию в стране и укрепляло позиции сторонников Ленина в партии. Именно в результате тяжелой повседневной работы организаторов на местах (среди них Богданов был ключевой фигурой) за неполные десять лет из разрозненных кружков, объединенных лишь марксистской идеей, сложилась одна из самых массовых партий Российской империи.

Но зато в руководстве большевистской фракции выявилась новая расстановка сил; если Ленин возглавлял заграничное крыло большевистского движения и оставался его официальным вождем, то Богданов с начала 1905 г. фактически стал признанным лидером большевизма внутри страны. Несмотря на согласованность их действий и отсутствие у Богданова притязаний на всю власть, создалось такое положение, когда в партии было два влиятельных руководителя, каждый из которых имел активных сторонников. Хотя действительных оснований для столкновения не было, тем не менее усиление авторитета Богданова в России ассоциировалось у Ленина с опасностью образования двоецентрия, губительного для социал-демократического движения. Предотвратить катастрофу, по мысли Ленина, была способна лишь жесткая централизация управления партией, обеспечивающая единое для всех представление о политических целях, называемое Лениным "принципиальным единством" 5 .

Однако допустить открытую борьбу Ленин не мог: повторилась бы ошибка III съезда, когда зафиксированное по инициативе Ленина расхождение с меньшевиками по организационным вопросам обернулось затем ослаблением всей социал- демократии из-за розни, распространившейся и на вопросы тактики. Компромиссы были не в правилах вождя, но против Богданова Ленин повел скрытую борьбу, до поры до времени не получавшую огласки. Повод же для выяснения отношений нашелся сам собой: в 1904-1906 гг. вышел из печати цикл статей Богданова под общим заглавием "Эмпириомонизм". Автор предлагал принципиально новую методологию исследования природных и социальных явлений, которая вызвала резкую критику со стороны меньшевиков и обвинения в ревизионизме не только автора цикла, но и всей большевистской фракции. Ленин мог надеяться, что эта критика меньшевиков при нейтралитете публицистов- большевиков ослабит позиции Богданова в партии. Но этого не случилось, и в итоге противостояние стало неизбежным: к 1908 г. два большевистских лидера, в целом согласные друг с другом в представлениях о целях и задачах революционной борьбы, вступили между собой в острый конфликт, причины которого лежали за пределами философии.

Косвенное признание этого факта можно найти в письме Ленина А. В. Луначарскому. 13 февраля 1908 г., примерно за год до выхода в свет "Материализма и эмпириокритицизма", Ленин писал: "Я бы стоял пока за отделение таких философских споров, как между материалистами и "эмпирио- ", от цельной партийной работы" 6 , то есть, по мысли Ленина, в тот момент единство партии зависело не от философских разногласий. А от чего?

К сожалению, нет сведений о том, как развивалась дискуссия на Котской конференции (21-23 июля 1907 г.), решавшей вопрос об участии РСДРП в выборах в III Государственную думу. Протоколы ее отсутствуют, но известно, что ленинская резолюция была принята 15 голосами против 11, поддержавших проект Богданова. При этом Ленин был единственным, кто выступил в поддержку меньшевиков, а вся большевистская фракция на конференции голосовала за вариант резолюции, предложенный Богдановым. То, что Ленин оказался в одиночестве, не поддержанный своей фракцией, было не только ударом по самолюбию, но и тревожным знаком снижения его влияния на партию. Ленин с этим смириться не мог, и все последующие события это подтверждают. Суть возникшей ситуации так представлялась участнику событий: "Ленин расходится с большинством нашей фракции... - писал большевик Г.А. Алексинский М. Горькому 13 января 1909 г. - К сожалению, фракция из уважения к "лидеру" не применяет к нему обычных правил един-

стр. 29


ства и дисциплины и разрешает Ленину голосовать на общепартийной конференции против фракции... Официальным выразителем мнения большинства фракции (высказавшегося за бойкот) выступает Богданов... Перед Лениным альтернатива: или самому приспособиться к бойкотистскому мнению большевистской фракции, или ее приспособить к своему антибойкотистскому мнению". Ленин "предпочитает сделать второе и, пользуясь случайным перевесом антибойкотистов в редакции "Пролетария", ведет орган в духе своих взглядов, превратив "Пролетарий" в орган борьбы с бойкотизмом". Ослабить своих противников Ленин пробует "нападением на философские воззрения некоторых из них. Сначала предпринимается попытка огульно (путем спекуляции наличный авторитет) ошельмовать эмпириомонизм, как "философию буржуазных бойкотистов, анархистов, синдикалистов et cetera!" Попытка срывается, ибо, к счастью, большевики менее верят в имена и авторитеты, чем меньшевистская братия, выросшая на шарлатанстве Георгия Валентиновича [Плеханова]. Тогда предпринимается писание пресловутой "толстой ленинской книги", которая еще до своего выхода наполнила молвой о своем философском значении полвселенной. Одновременно идет борьба (административная расправа - это лучше подходит) с "несогласно-мыслящими" внутри большевистской организации, заканчивающаяся государственным переворотом с разгоном фракционного парламента (3 делегата из 5 оказались в нем бойкотистами и "отзовистами")" 7 .

Несмотря на явную эмоционально-негативную оценку вождя большевиков, реальные события очень походили на то, как их истолковывал Алексинский: после Котской конференции волюнтаризм и неуступчивость, нетерпимость Ленина стали настолько очевидны, что это нашло свое отражение и в партийных документах, особенно касающихся редколлегии "Пролетария" (Ленин, Богданов, И.Ф. Дубровинский). После переезда в Женеву в декабре 1907 г. редакция стала полем противостояния.

Богданов и его сторонники были уверены, что редколлегия "Пролетария" должна сохранять за собой ту роль в жизни РСДРП, какую возлагали на газету делегаты в Котке, то есть быть просветительским органом, революционизирующим массы. По представлениям "богдановцев", "Пролетарию" надлежало стать зеркалом деятельности большевистской фракции и руководящим центром для местных большевистских газет-филиалов. Поскольку работы на местах у пропагандистов было много, а опыта зачастую недоставало и уже не было надежды на интеллигенцию, отшатнувшуюся от движения после революции 1905-1907 гг., то пришло время рассчитывать только на "сознательный авангард" пролетариата и потому все дальнейшие свои планы "богдановцы" связывали с подготовкой рабочих кадров, способных занять место интеллигенции в просветительской революционной работе, для чего предполагалось организовать партийную школу 8 . Такими были ближайшие планы самого Богданова и его сторонников, когда он вошел в состав редакции "Пролетария".

Но Ленин был увлечен другим планом. Несмотря на роспуск II Думы, арест 16 членов думской фракции РСДРП и ограничения избирательных прав после 3 июня 1907 г., лидер большевиков возлагал огромные надежды именно на участие в Думе, Его завораживал положительный эффект действий Социал-демократической партии Германии, сумевшей использовать парламентаризм в условиях антисоциалистических законов 1878-1890 годов. Ленин был убежден, что и у России есть шанс пройти свой путь по "прусскому" образцу. По свидетельству эмигрантской прессы, он настолько верил в правильность такого варианта, что готов был даже "под псевдонимом Карпов (вместе с Даном и Алексинским) согласиться на выдвижение своей кандидатуры на выборах во II Государственную думу. Из этих троих лишь Алексинский был избран депутатом от рабочей курии" 9 . Тщетно партийцы-соратники предостерегали Ленина, что Россия - не Германия: его убежденность в собственной правоте была так велика, что он эту тему неоднократно и на протяжении долгого времени (вплоть до 1910 г.) поднимал в своих выступле-

стр. 30


ниях и печатных работах, отстаивая перспективы конституцией нрй реформы благодаря участию в Думе большевистской фракции: "Мы не должны связывать судьбу пролетарской партии с удачей или неудачей буржуазной революции, - это бесспорно... Мы не можем отрицать возможность "немецкого" сиречь "гнилого" разрешения "общедемократических" вопросов" 10 . Ленин называл позицию СДПГ в тот период "образцовой постановкой всего социал-демократического дела" 11 . Думскую трибуну он надеялся использовать для агитации, революционизирующей общество. Но жизнь показала, что правительство отвело Государственной думе совсем иную роль, которую председатель ее М.В. Родзянко охарактеризовал так: в III Думе действительно "велась упорная борьба... но борьба не на почве свержения или разрушения общественного строя, не на почве колебания государственных основ, а на [почве] необходимости реформ, нужных для упорядочения народной жизни, успокоения умов и внедрения во всем законности. Велась эта борьба не на почве усиления революционного настроения в стране, а напротив, в сознании необходимости ослабить действие революционной агитации... Часто отдельные выступления более пылких ораторов, впадавших в агрессивный тон, инкриминировались всей Думе... Общество не привыкло еще отдавать себе отчет в том, что важны не отдельные выступления, а постановления Государственной думы, отражающие мнение ее большинства и могущие вылиться в форму закона. Революционных постановлений III и IV Государственных дум нельзя найти (курсив мой. - А.Л .) ни в одном журнале, ни в одном стенографическом отчете" 12 . Богданову, как "вице- лидеру большевиков" внутри страны, хорошо была известна роль Думы в событиях 1905-1907 гг., и это практическое знание, а также понимание того, что несколько депутатов от революционных партий бессильны изменить верноподданническую позицию Думы, подталкивало его оспорить ленинскую точку зрения.

Таким образом, причиной разногласий было противостояние по тем стратегическим и тактическим вопросам, которые являлись главным предметом дебатов в самой партии, а вовсе не философский "ревизионизм", приписанный Богданову после выхода в свет его "Эмпириомонизма", как это пытался представить в письме В. В. Воровскому от 18 июня 1908 г. сам Ленин: "Надвигается раскол с Богдановым, истинная причина - обида на резкую критику на рефератах (отнюдь не в редакции) его философских взглядов" 13 . Некоторые современные исследователи тоже называют философскую полемику главной причиной конфликта 14 . Но этим утверждениям противоречит сообщение самого Богданова Бакинской организации РСДРП от 21 августа 1908 г.: "Мой выход из редакции абсолютно не имеет, с моей стороны, связи с философскими разногласиями" 15 . Ленин же противоречил сам себе, объясняя свое отношение к богдановскому "ревизионизму" несколько раньше так: "Летом и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки, и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который просуществовал все время революции" 16 . Но "нейтралитет" существовал и далее: на заседании редколлегии 11 февраля 1908 г. Ленин голосовал за то, чтобы в философских дебатах Богданова и Плеханова "Пролетарий" не поддерживал ни одну из сторон 17 . Та же позиция выражена в письме М. Горькому от 25 февраля 1908 г.: "Мы заключили блок для проведения в рабочей партии определенной тактики. Мы эту тактику вели и ведем до сих пор без разногласий". И далее Ленин писал: "Единственное разногласие было о бойкоте III Думы" 18 , а не по поводу философии Богданова. Наконец, когда авторитетный немецкий журнал социал- демократической ориентации "Die neue Zeit", публикуя перевод одной из богдановских статей, сопроводил его ремаркой о том, что "большевизм" перестал быть целостным, единым направлением из-за философских разногласий, редколлегия "Пролетария" ответила 26 февраля 1908 г. заявлением: "В действительности этот философский спор фракционным не является и, по мнению редакции, (курсив мой. - А.Л. ), быть не должен" 19 .

стр. 31


Вдруг все повернулось на 180 градусов: начались открытые нападки на Богданова и "богдановцев" со стороны самого Ленина и его единомышленников, о чем свидетельствует еще одно письмо Алексинского Горькому от 31 мая 1908 года: "На днях А[лександр] А[лександрович] читал реферат (публичный) по философии с критикой "Плехановской школы"... Реферат был великолепный, публика была довольна и слушала с большим вниманием. Вдруг, после открытия прений выступает тов. Иннокентий (Дронов) (Дубровинский. - А.Л. ), член редакции "Пролетарий", и произносит неприличнейшую, митинговую речь, в которой заподозревает даже приведенные Богдановым цитаты, намекает на какие-то "кружковые интересы", объявляет "учение Богданова" повторением бернштейниады, буржуазным подкопом под Маркса и Энгельса. Вдобавок выхватил цитату из статьи Луначарского и устраивает балаганное издевательство над ним, назвав его "попом" и т.п. Получилось нечто невозможное. Недобросовестное выступление против ближайшего товарища-большевика. Меньшевики, конечно, в восторге. А наша публика так возмущалась, что завтра собирается большевистский женевский кружок для обсуждения вопроса о "характере философской полемики". Я раньше не хотел выступать на этом реферате, ибо философией настолько не занимался, но теперь решил, заявив о нейтральности по существу спора, дать Иннокентию затрещину за недобросовестность (продолжение прений будет на днях). Всего интереснее, что Иннокентий ссылается на авторитет Ленина и заявил, что уполномочен на это им. А редакция "Пролетария", как Вы знаете, заявила официально о своей нейтральности. Не ладно выходит; но я думаю, удастся их укоротить" 20 . Но "укоротить" не удалось: сам Богданов в цитированном письме бакинским социал-демократам от 21 августа 1908 г. сообщал, что редакция двумя голосами против одного (Богданова) приняла решение "отвергнуть всякие рамки в смысле формы полемики" 21 .

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: В. И. Лениным и А. А. Богдановым (1, конфликта между, И. Начало
Просмотров: 960 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0