Люди, события, факты. ЦАРЕВНА КСЕНИЯ ГОДУНОВА
Автор: Л. Ю. ВАРЕНЦОВА
В семье Бориса Федоровича Годунова и Марии Григорьевны Вельской (дочери Григория Лукьяновича Вельского - опричника Малюты Скуратова) в 1582 г. родилась девочка Ксения1 . Кроме Ксении у Годуновых был еще сын Федор. Борис Федорович любил своих детей, заботился об их воспитании. Их рано научили "писанию книжному" и чтению2 . Специально для них печатались книги: евангелия, псалтыри, часовники, минеи общие, "треоди посные и цветные"3 .
Ксения получила музыкальное образование, занималась пением. Современников восхищала ее скромность и чинность речей Судя по описанию, составленному князем И. М. Катыревым-Ростовским, она была настоящей красавицей: "...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лена, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию обсиянна, возрастом (ростом - Л. В. ) ни высока ни ниска, власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиннийша..."4 .
Дети Годуновых рано приобщились к иностранным языкам. Юных Ксению и Федора современники называли "чудными отрочатами"5 . Дворовой боярыней при Ксении значилась Марья Пожарская - мать Дмитрия Михайловича Пожарского6 .
В 1598 г. Борис Годунов стал царем.
26 февраля 1598 г. он с семейством торжественно въехал в столицу. Их встречали с хлебом, золотыми и серебряными кубками, жемчугами, царскими дарами. В Успенском соборе шел молебен, патриарх благословлял семейство на царство. На клиросах пели многолетие царю и Дому державному - царице Марии, юному сыну и дочери Ксении7 . 30 апреля 1598 г. Б. Годунов выехал из Новодевичьего монастыря со своим семейством в великолепной колеснице. Люди кричали: "Вы наши государи, мы ваши подданные"8 .
Борис Годунов взял власть в тяжелое для страны время.
Его положение было шатким. Зная о влиянии и богатстве Троице-Сергиева монастыря, он щедро одаривал его золотом, серебром, дорогими тканями, усыпанными жемчугом9 . В XVII в. Троицкий монастырь отличался богатством, его доходы достигали половины царских, ему принадлежало 200 тыс. десятин земли и 100 тыс. крестьян10 . Семейство Годуновых поддерживало постоянную дружбу с Троице-Сергиевым монастырем. В его Вкладной книге отмечаются денежные пожертвования Годуновых от 50 до 1000 руб. - фантастической суммы по тем временам11 . Причем по 1000 рублей они жертвовали дважды: в 1585 и 1603 годах. Б. Годунов, его жена Мария, их дети на свои средства обкладывали золотом и драгоценными камнями образ Живоначальной Троицы, а 21 икону праотцов - серебром. Они же отлили большой колокол-благовестник весом 625 пудов, колокол "Лебедь" весом 1850 пудов, дарили облачение
Варенцова Лариса Юрьевна - кандидат исторических наук, старший преподаватель Нижегородского государственного университета.
стр. 131
священникам, в том числе архимандричью шапку с яхонтами, изумрудами, кафимским жемчугом, золотые церковные сосуды, паникадила медное и стеклянное12 .
Ксения была известна как великая мастерица-рукодельница, обладавшая талантом художественного лицевого шитья. Это искусство было сродни ювелирному мастерству. В начале XVII в. все знали мастерскую бояр Годуновых13 . Как и другие знатные женщины - боярские и царские жены и дочери - она вышивала на пяльцах по бархату или шелку, как правило, золотыми, серебряными, шелковыми нитями. С северных рек, с озера Ильмень, из г. Кафы (совр. Феодосия) и из Персии для работы Ксении специально привозили жемчуг. Она нанизывала мелкие жемчужины на льняные или шелковые нити, на щетину, волос, после чего вышивала уже готовой жемчужной нитью. Каждая жемчужинка крепилась к основе поперечными стежками, создавая гнездышки для зерен жемчуга. По краям жемчужное шитье обшивалось золотым шнуром14 .
Любимым занятием Ксении было шитье пелен, покровов, воздухов (покровы на сосуды со "святыми дарами"). Она создавала сложнейшие многофигурные композиции, копировала иконы. Чаще всего работы Ксении предназначались для Троице-Сергиева монастыря. 25 сентября 1598 г. Борис Годунов подарил лавре большую пелену - вышивку по малиновому атласу, выполненную руками Ксении. Пелена предназначалась к чудотворному образу живоначальной Троицы, "а в ней крест з дробницы, дробницы золоты, на них святые зиаменаны и наведены чернью, около дробниц жемчюгом сажены, промеж жемчюгу дробницы золоты и камение многоценное"15 .
Второй подарок Ксении лавре - "одежда на жертвенник", выполненная на испанском бархате. В обеих работах Ксении присутствует образ Иоанна Предтечи, соименный ее жениху - датскому герцогу. Последняя работа относится к 1601 - 1602 гг., когда намечалась свадьба, а Ксения молилась о своем счастье у гробницы Сергия Радонежского.
Борис Годунов искал достойного жениха для царевны среди европейских принцев, чтобы возвысить свой род в глазах российских бояр и князей, приобрести громкое имя на межгосударственном уровне. С этой целью Борис Федорович сумел заманить в Россию Густава, сына шведского короля Эрика. В своей стране Густав не был удачлив, оказался низложенным братом - шведским королем Иоанном, а потому странствовал по свету и решился искать счастья в России. Борис и Федор Годуновы предложили ему не только временное убежище, но и знатное поместье или удел. Густав обладал редкими достоинствами: душевным благородством, искренностью, был знатоком химии, славянского, итальянского и французского языков16 .
В новгородских и тверских пределах Густава встречали царские чиновники с приветствиями и дарами. Его одели в золото и бархат, ввезли в Москву на богатой колеснице, а государю представили в самом пышном собрании двора. "Густав был принят с большим великолепием, удостоен больших подарков от императора: серебряной посуды для своего двора, многих тканей - золотой и серебряной персидской парчи, бархата, атласа, драгоценностей, золотых и жемчужных цепей, многих прекрасных лошадей с полной сбруей, всевозможных мехов и 10000 рублей"17 .
Густаву предложили принять православную веру, однако он отказался. Не захотел он оставить и свою любовницу Катерину - жену хозяина немецкой гостиницы Х. Катера, которая вместе с мужем была привезена в Россию из Данцига18 . Густав открыто жил с нею, одарившей его детьми. Кроме того, Борис узнал, что Густав связан с иезуитами и хранит их письма19 . Не принял Густав и предложение Годунова воевать против Швеции20 . В результате отношение царя к Густаву изменилось. У него отняли Калугу с тремя другими городами, назначенными ранее в удел, а вместо них дали в удельное владение разоренный Углич21 . Густав впал в немилость. Его свадьба с дочерью Бориса не состоялась. До 1607 г., то есть до самой смерти, он жил в бедности22 . 22 февраля его погребли в березовой роще в Кашине, в монастыре Дмитрия Солунского.
В 1601 г. Годунов направил князя Ф. Хворостинина заключить дружественный союз с датским королем Фридрихом II, рассчитывая на супружество между третьим сыном короля - герцогом Иоанном и своей дочерью. "Это был доблестный молодой принц, подающий большие надежды. Борис надеялся, что с его связями и при его помощи совершит чудеса"23 .
Вместе с рукой царевны принц должен был получить в России обширное удельное "тверское великое княжение"24 . Иоанн согласился пожертвовать своим Отечеством ради Ксении и быть удельным князем в России. В ту пору он воевал в Нидерландах под знаменами Италии25 , но, узнав о таком приглашении, поспешил возвратиться на корабле к устью Нарвы. 10 августа 1602 г. его ожидала царская ладья, устланная бархатом. "Да для береженья в дорогу отправлены приставы из Новгороде-
стр. 132
ких помещиков князь Семен княж Дмитреев сын Кропоткин да Иван Ондреев сын Судоков. А навстречю послал государь к королевичю со здоровьем и с платьем околничева князя Василья Дмитриевича Хилкова"26 . Сопровождавшие Иоанна лица докладывали Борису, что жених Ксении благороден и богат, настоящий красавец и большой умница. "Платьице на нем атлас ал, делано с канителью по-немецки, шляпка пуховая, на ней кружевца, делано золото да серебро с канителью; чулочки шелк ал, башмачки сафьян синь"27 . Свиту везли медленно, ехали в день не более 30 верст, через Новгород, Валдай и Старицу. Путешественник не скучал, в часы отдыха ездил верхом на лошади, забавлялся охотой, стрелял птиц, беседовал с русскими послами. В дороге Иоанну передавали подарки от Бориса Годунова: богатые азиатские ткани, шапки, низанные жемчугом, поясы и кушаки, золотые цепи, сабли с бирюзой и яхонтами28 .
19 сентября 1602 г. его встретили в Москве. В Китай-городе для гостя приготовили лучший дом. Царь принял его ласково, называл сыном, вместе обедал, подарил богатые подарки29 . Прием проходил в Грановитой палате. Борис и Федор сняли с себя алмазные цепи и надели на шею Иоанну, а царедворцы поднесли ему 2 золотых ковша, украшенных яхонтами, несколько серебряных сосудов, сибирские меха, русские одежды. Ксения и царица могли видеть Иоанна только издали. Обручение и свадьбу отложили до зимы.
В 1602 г., в пору приготовления к свадьбе дочери, Борис Годунов выделил Ксении в качестве приданого половину Городца30 . Ксении принадлежали оброчные рыбные ловли по Волге, бобровые гоны, мельницы на реке Узоле, пожни-покосы на волжских островах Сосновце и Петринском. "Царевнины бортники платили ей ежегодно по 15,5 пудов меда". В вотчине Ксении Годуновой значилось к 1623 г. 427 дворов, 497 душ мужского пола. Городчане платили царевне "денежных всяких доходов с выти по 20 рублев на год, на два срока - на Рожество Христово и на Зборнос воскресенье". Итого, "за посопной хлеб и за сто новые всякие расходы, опричь всяких угодей" взималось с вотчинных крестьян по 508 рублей 7 алтын с деньгою31 .
В период подготовки к свадьбе родители, невеста и ее брат поехали в Троицкую лавру. Семья Годуновых 9 дней молилась над гробом Сергия Радонежского, просила благословения на союз Ксении с Иоанном32 .
Возвращаясь из лавры, 16 октября Б. Годунов узнал о внезапной болезни жениха. С ним случилась горячка. Иоанн погибал от желудочной инфекции. Борис лично посетил нареченного зятя и у его постели промолвил: "Да, немного понимают мои доктора в этой болезни". Царь причитал у постели больного: "Не заплакала бы и трещина в камне, что умирает такой человек, от которого я ожидал себе величайшего утешения. В груди моей от скорби разрывается сердце"33 .
28 октября 1602 г. Иоанн скончался. Ксения была в отчаянии. В народе шли слухи, что "принц скончался от умысла царского, будто Борис понял, что Иоанна в России полюбили, и боялся, чтобы не возвели его на престол мимо сына Федора"34 .
Смерть нареченного зятя очень опечалила Годунова, со слезами произнесшего у гроба: "Ах, герцог Ганс, свет мой и утешение мое! По грехам нашим не могли мы сохранить его!"35 .
Весной 1603 г. тело жениха переправили в один из пригородов Копенгагена. В честь памяти Иоанна Б. Годунов отлил колокол для московской лютеранской церкви, где прежде лежало тело Иоанна36 . По воскресным дням колокольный звон возвещал о трагедии юного принца, о несостоявшейся свадьбе царской дочери.
В 1604 г. вновь пытались подобрать жениха для Ксении. На сей раз была попытка породниться с династией Габсбургов.
В том же 1604 г. русские дипломаты предлагали царю женить сына Федора на грузинской царевне Елене, а Ксению выдать замуж за иверского (грузинского) царевича Хоздроя. Послы подробно описали его внешность: "Хоздрою от рождения 23 года, он высок и строен, лицо у него красиво и чисто, но смугло; глаза светлые карие, нос с горбиною, волосы темнорусые, ус тонкий, бороду уже бреет, в разговорах умен и речист, знает язык турецкий и грамоту иверскую, одним словом, хорош, но не отличен..."37 .
13 апреля 1605 г. умер царь Борис Годунов, "а по нем остася жена его царица Мария, да сын его Феодор да дщи его сущи девою Ксения"38 . После Бориса на русском престоле утвердился Федор Годунов.
Современники свидетельствуют, что против Годуновых московское население поднялось всем миром. Всех царских родственников - Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых - разграбили, патриарха Иова выслали в Старицкий монастырь39 . Народ разгромил дворец и старое подворье Б. Годунова, арестовали все его семейство. "Сына Бориса, молодого царя, его мать, царскую вдову, его сестру и всех, кто был из рода
стр. 133
Годуновых, схватили, дворы их разграбили и опустошили, их самих, их жен и детей раздели донага, заковали в железо, бросили на навозные телеги и повезли без подушек и одеял, не разбирая дороги, в дождь и непогоду из Москвы на заточение в другие крепости"40 , - писал очевидец немецкий путешественник К. Буссов.
Казнить царскую семью поручили бывшим опричникам - дворянам М. Молчанову и А. Шерефединову. 10 июня 1605 г. они явились на старое подворье Б. Годунова в сопровождении отряда стрельцов, захватили царицу и ее детей и развели по храминам, порознь. Царицу Марию Григорьевну убийцы удавили веревками. Федор Годунов, несмотря на молодость, отчаянно сопротивлялся, бился сразу с четырьмя убийцами41 .
После казни боярин В. В. Голицын велел созвать перед домом народ и, выйдя на крыльцо, объявил "миру", что царица и царевич со страху "напиша зелья и помроша, царевна же едва жива"42 . Распространился слух, что Годуновы "опились смертоносным зелием"43 .
Тело царя Бориса Федоровича было выброшено с места погребения царей - из Архангельского собора. Тела царицы Марии, Федора и Бориса Годуновых погребли в бедной Варсонофьевской обители, на Сретенке, после чего стали ожидать въезда "царя Дмитрия Ивановича" в столицу. Годуновых хоронили без всяких почестей и без совершения каких бы то ни было церемоний44 .
Ксению Борисовну Лжедмитрий лишил девичества и сослал в монастырь, где она была "пострижена в монахини и оставлена там до конца дней своих"45 .
Ксения Годунова после убийства матери и брата содержалась в доме Мосальского, приберегавшего царевну для потехи повелителя - Лжедмитрия. Он сразу оценил красоту Ксении, но подле нее выглядел маленьким уродцем. "Приземистый, гораздо ниже среднего роста, он был непропорционально широк в плечах, почти без талии, с короткой шеей, руки его отличались редкой силой и имели неодинаковую длину. В чертах лица сквозили грубость и сила. Признаком мужества русские почитали бороду. На круглом лице Отрепьева не росли ни усы, ни борода. Волосы на голове были светлые с рыжиной, нос напоминал башмак. Подле носа росли две большие бородавки. Тяжелый взгляд маленьких глаз дополнял гнетущее впечатление"46 . Нетрудно представить, какие чувства питала Ксения к человеку, который свел в могилу ее отца, убил мать и брата. "Окаянный законопреступник, сатанин угодник и предтеча начал жить как прочие еретики. Многих юных монахинь осквернил, многих отроков и девиц растлил, и среди людей начался великий плач и рыдание, ибо никогда еще не было такой беды"47 , - писали современники. Жертвой самозванца была и Ксения. Уделом Ксении стало монашество в Белоозерской женской обители, расположенной близ Кирилловского монастыря48 . С той поры царевну стали называть инокиней Ольгой. Юрий Мнишек узнал о блудных делах зятя и в декабре 1605 г. направил ему послание: "Поелику, известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, благоволите, вняв совету благоразумных людей, от себя ее отдалить"49 . Самозванец не стал перечить тестю и пожертвовал красавицей Ксенией. Царевну постригли в монашки и спрятали в глухом монастыре.
В 1606 г. Василий Шуйский, желая завоевать признание народа, велел перенести тела царя Бориса, Марии и юного Федора в Троице-Сергиеву лавру. По решению Боярской думы и духовенства их тела выкопали с территории Варсонофьева монастыря и отправили для торжественного захоронения. Троицкий монастырь, помня щедрые дары Годуновых, организовал церемонию переноса гробов с останками царской семьи. Тело Бориса несли 20 монахов, его сына Федора - 20 бояр, жены Бориса - также 20 бояр. За этими тремя телами шли пешком до самых троицких ворот монахи, монашки, попы, князья и бояре. Все эти люди пришли отдать долг свергнутой династии.
Ксения, облаченная в черное монашеское платье, шла за гробом отца, а затем ехала следом за тремя телами в санях с пологом. Она рыдала, громко жалуясь на судьбу: "Ах, горе мне, одинокой сироте, злодей, назвавшийся Дмитрием, обманщик, погубил моих родных, любимых отца, мать и брата, сам он в могиле, но и мертвый он терзает русское царство, суди его Бог"50 .
После похорон Ксения поселилась в Подсосенском монастыре близ Троице -Сергиевой лавры.
С сентября 1608 г. Троицкий монастырь окружили войска Лжедмитрия II, началась длительная 16-месячная осада монастырских стен. Ксения находилась на территории Троице-Сергиевой лавры во время осады, с 1608 по 1610 гг., вместе с другими женщинами, детьми, многочисленными старицами51 .
Оборону монастыря возглавили князь Г. Б. Роща-Долгорукий, дворянин А. Голохвастов, архимандрит Иоасаф, келарь Авраамий Палицын. Монахи ревностно по-
стр. 134
могали ратным людям. Одни работали в хлебнях, поварнях, другие выходили на вылазки и даже возглавляли отряды. Женщины ухаживали за ранеными и умирающими. Защитники крепости кипятили вар, смолу, таскали известь и камни на монастырские стены. Обитель предлагала кров, пищу, врачевание лишенным крова и изувеченным от ран, погребение умерших. Монахи согласились довольствоваться на трапезе овсяным хлебом и водой, чтобы сберечь пшеницу и ржаной хлеб для раненых.
Сохранилось письмо Ксении, которое она написала 29 марта 1609 г. своей тетке княгине Домне Богдановне Ноготковой: "Я у Живоначальные Троицы, в осаде, в своих бедах чуть жива, конечно больна, со всеми старицами". В монастыре свирепствовала цинга, от которой ежедневно умирали десятки человек. "У нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же, за грех наш, моровая поветрия: всяких людей изняли скорби великия смертные, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати. И по тритцати и болши; а которые люди пося место ходят, и те собою не владеют, все обезножели"52 .
Служительница царевны Соломонида Ржевская писала из осажденного монастыря матери Феофании Ржевской, что приступы поляков к обители были очень крепкими, что "монастырь враги зажигали многажда". Соломонида объясняла матери, что живой осталась только благодаря заботе Ольги Борисовны, что никакой нужи (нужды. - Л. В. ) не имеет из-за милосердия этой женщины. По словам Соломониды, инока Ольга жертвует деньги на похороны умершим, а "мор в обители такой, что людей не осталося и трети"53 . Осаждавшие не смогли взять монастырскую крепость, защитники которой проявили чудеса храбрости.
Судьба бросала Ксению из одного монастыря в другой.
В 1611 - 1612 гг. она оказалась в московском Новодевичьем монастыре, ставшем объектом нападения войска И. Заруцкого. "Ивашка Заруцкий с товарищами монастырь взяли, церковь божию разорили", а старица Ольга была ограблена "донага", других бедных черниц и девиц также обворовали и на блуд взяли. После разорения Новодевичий монастырь разбойники выжгли54 .
С воцарением Михаила Федоровича Романова в 1613 г. Ольгу удалили во Владимирский Княгинин монастырь, а потом в Суздальский Покровский.
30 августа 1622 г. на 41-м году жизни Ксения скончалась. По ее завещанию тело перевезли в Троице-Сергиев монастырь и похоронили в семейной усыпальнице. Перед смертью она била челом царю, чтобы Михаил Романов позволил похоронить ее вместе с отцом, матерью и братом. Царь исполнил ее просьбу.
После кончины этой разносторонне образованной и одаренной женщины, поэтессы, созидательницы редких по красоте шитых золотом пелен, ее городецкие владения перешли на государя, в ведение Приказа Большого Дворца. С 1623 г. "новоотписная половина Городецкой волости, что была за царевною-старицей Ольгой перешла непосредственно в управление балахнинской приказной избы, а с 1627 г. - в ведение Л. С. Стрешнева"55 .
Образ царевны-мученицы отражен в картинах Н. Неврева "Ксения Годунова, приведенная к Самозванцу" и К. Е. Маковского "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", где Ксения склонилась над убитым братом.
Примечания
1. Смута в Московском государстве. Россия в начале XVII столетия в записках современников. М. 1989, с. 441.
2. СКРЫННИКОВ Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. Смоленск. 1997, с. 504.
3. Пискаревский летописец. Материалы по истории СССР. Документы по истории XV - XVII вв. М. 1955, с. 105.
4. Повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Русская Историческая Библиотека (РИБ). Т. 13. СПб. 1909, с. 621.
5. ПЛАТОНОВ С. Борис Годунов. М. 1999, с. 171.
6. ЗАБЕЛИН И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. 2. М. 2001, с. 393.
7. Грамота избранная и утвержденная на царство царю Борису Феодоровичу 1598 г. Древняя российская вивлиофика. Т. 7. М. 1788, с. 82.
8. КАРАМЗИН Н. М. История государства Российского. Т. IX - XII. Калуга. 1993, с. 326.
9. НЕФЕДОВ А. Н. На древнем Маковце. Троице-Сергиева лавра: легенды и реальность. М. 1987, с. 31.
10. РЯБЦЕВ Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XI - XVII вв. М. 1998, с. 146.
11. СКРЫННИКОВ Р. Г. Борис Годунов. М. 1978, с. 28 - 29.
12. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М. 1987, с. 28, 29.
стр. 135
13. РЯБЦЕВ Ю. С. Ук. соч., с. 239.
14. КАЙДАШ С. Женщины в истории России (XI - XIX вв.). М. 1989, с. 92.
15. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, с. 29.
16. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 334.
17. МАРЖЕРЕТ Ж. Состояние Российской империи и великого Княжества Московии. Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. Л. 1986, с. 259.
18. БУССОВ К. Московская хроника. Смута в Московском государстве. Россия в начале XVII столетия в записках современников. М. 1989, с. 248.
19. ПЕТРЕЙ П. Достоверная и правдивая реляция. Смута в Московском государстве. Россия в начале XVII столетия в записках современников. М. 1989, с. 193.
20. БУССОВ К. Ук. соч., с. 248.
21. СОЛОВЬЕВ С. М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. IV. Т. 7 - 8. М. 1989, с. 356.
22. ПЕТРЕЙ П. Ук. соч., с. 193.
23. ГОРСЕЙ Дж. Записки о России. XVI - начало XVII вв. М. 1990, с. 105; его же. Сокращенный рассказ, или мемориал путешествий. Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. Л. 1986, с. 220.
24. СКРЫННИКОВ Р. Г. Россия в начале XVII в. М. 1988, с. 77.
25. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 339.
26. Разрядная книга 1550 - 1636 гг. Т. 2. М. 1976, с. 202 - 203.
27. СОЛОВЬЕВ С. М. Ук. соч., с. 356 - 357.
28. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 340.
29. МАРЖЕРЕТ Ж. Ук. соч., с. 263.
30. Государственное учреждение Центральный архив Нижегородской области (ГУ ЦАНО), ф. 2013, оп. 602-а, д. 5, л. 37 об.
31. Там же, ф. 2013, оп. 602-а, д. 5, л. 1 об., 16, 17, 34; д. 6, л. 59; д. 5, л. 31; д. 6, л. 36, 2 об., 71 об.
32. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 341.
33. СКРЫННИКОВ Р. Г. Борис Годунов, с. 141 - 142.
34. СОЛОВЬЕВ С. М. Ук. соч., с. 357.
35. ПЛАТОНОВ С. Ук. соч., с. 145.
36. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 343.
37. Там же, с. 348.
38. Иное сказание. РИБ. Т. 13. СПб. 1909, с. 39.
39. МАРЖЕРЕТ Ж. Ук. соч., с. 269.
40. БУССОВ К. Ук. соч., с. 279.
41. Новый летописец. Хроники Смутного времени. М. 1998, с. 304; Русский биографический словарь. СПб. 1914, с. 388.
42. МНИШЕК М. Дневник Марины Мнишек. СПб. 1995, с. 30.
43. Сказание о самозванце. РИБ. Т. 13. СПб. 1909, с. 1417.
44. МАРЖЕРЕТ Ж. Ук. соч., с. 264; БУССОВ К. Ук. соч., с. 281.
45. ПЕТРЕЙ П. Ук. соч., с. 186.
46. СКРЫННИКОВ Р. Г. Россия в начале XVII века, с. 126.
47. Иное сказание, с. 52.
48. ЕЛАССОНСКИЙ А. Мемуары из русской истории. Хроника смутного времени. М. 1998, с. 177.
49. СОЛОВЬЕВ С. М. Ук. соч., с. 424.
50. СКРЫННИКОВ Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск. 1987, с. 210.
51. ВАЛИШЕВСКИЙ К. Смутное время. М. 1993, с. 206.
52. Хроники Смутного времени. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII - XX вв. М. 1998, с. 448.
53. Там же, с. 451 - 452.
54. СОЛОВЬЕВ С. М. Ук. соч., с. 645.
55. Российская государственная библиотека, отдел рукописей, ф. 491, картон 1, д. 1, л. 18.
стр. 136 |