Главная » Файлы » Статьи » Исторические

МИССИЯ ДЖ. МАРШАЛЛА В КИТАЙ И СОВЕТСКО-КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
26.01.2012, 11:19
Воспоминания. МИССИЯ ДЖ. МАРШАЛЛА В КИТАЙ И СОВЕТСКО-КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Автор: А. М. Ледовский

С декабря 1945 по январь 1947 г. в Китае находился Дж. Маршалл - личный представитель президента США Г. Трумэна. По поручению президента он выступал посредником на переговорах между китайским правительством, возглавлявшимся Чан Кайши, и Коммунистической партией Китая (КПК), поднявшей вооруженную борьбу против гоминьдана - партии власти. Официально объявленной Вашингтоном целью миссии Маршалла было примирить между собой противоборствующие стороны и прекратить начавшуюся в Китае гражданскую войну.

Как известно, миротворческая миссия Маршалла оказалась безуспешной, компромисса между гоминьданом и КПК достичь не удалось. В январе 1947 г. он возвратился в Вашингтон, где был назначен на пост государственного секретаря США.

Мне в 1942-1952 гг. довелось работать в Китае и быть сопричастным к решению вопросов советско-китайско-американских отношений, связанных, в частности, с миссией Маршалла. Приезд Маршалла в Китай состоялся на фоне начавшихся осложнений в международной обстановке и в особенности углубления противоречий между главными участниками антигитлеровской и антияпонской коалиции - между СССР и США, СССР и Китаем. На Дальнем Востоке острые разногласия между СССР и США возникли по вопросам, во-первых, выполнения Потсдамской декларации 1945 г. о Японии; во-вторых, о путях прекращения гражданской войны в Китае и решения проблем, вызвавших эту войну; в-третьих, мирного урегулирования в Корее. Особенно большую роль в ухудшении советско-американских отношений сыграло то, что США первыми овладели ядерным оружием и применили его против населения японских городов. СССР увидел в этом угрозу для своей безопасности и стремление США действовать в международных делах с позиций военного превосходства.

Что касается Китая, то гоминьдановские руководители считали, что после окончания войны с Японией Китай должен служить "мостом" между СССР и США, иметь более или менее равные дружественные отношения с ними. Эта идея была выдвинута Ф. Рузвельтом и нашла практическое отражение в Ялтинском соглашении 1945 г., принципиальные положения которого легли в основу советско-китайского Договора о дружбе и союзе и других соглашений, заключенных 14 августа 1945 г. советским


Дедовский Андрей Мефодиевич - Чрезвычайный и Полномочный посол, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

стр. 73


правительством с правительством Чан Кайши. Указанные соглашения были весьма положительно встречены официальными кругами и народами стран Объединенных Наций как важное звено в построении послевоенного мира и системы безопасности на Дальнем Востоке, основанных на сотрудничестве СССР, США и Китая - ведущих держав в этом регионе 1 .

Однако начавшаяся гражданская война в Китае подорвала "китайский мост" и вызвала недоверие между СССР и США, между Москвой и Нанкином. В СССР возникли подозрения и озабоченность в связи с высадкой в Китае американских войск. Советское правительство решительно выступило в поддержку требований КПК о немедленном удалении их из Китая и о прекращении всякой помощи гоминьдану. КПК рассматривала присутствие американских войск и другую американскую помощь гоминьдану как главный фактор в разжигании гражданской войны. Москва полностью разделяла это мнение и подозревала, что США намерены использовать свои войска в Китае, чтобы подчинить его своему влиянию и использовать, как и Японию, в своих стратегических целях, направленных прежде всего против СССР.

К моменту приезда Маршалла в Китай в советско-китайских отношениях образовалось два основных узла противоречий - синьцзянский и маньчжурский. В Синьцзяне участились враждебные акции по отношению к сотрудникам советских учреждений и другим советским гражданам. Москва возложила ответственность за это на правительство Чан Кайши, обвинив его в антисоветизме. В действительности же это произошло из-за вероломных действий губернатора Синьцзяна Шэн Шицая, а также из-за не вполне корректной политики СССР. Дело в том, что Москва установила с Шэн Шицаем слишком близкие отношения, приняла его в члены компартии Советского Союза втайне от Чан Кайши и решала все свои вопросы с Шэн Шицаем, часто минуя китайское правительство. Шэн Шицай использовал свою особую близость к Москве в сепаратистских целях. Чан Кайши решил убрать Шэн Шицая и нормализовать советско-китайские отношения в Синьцзяне на принципах равенства и полного суверенитета. Стремясь удержаться у власти Шэн Шицай решил продемонстрировать разрыв своих особых отношений с Москвой и прибег к развязыванию грубых полицейских акций в отношении советских граждан и советских учреждений. СССР в ответ на это демонтировал и вывез советское оборудование с действовавших в Синьцзяне предприятий, отозвал своих специалистов и прекратил всякие деловые связи с этой китайской территорией.

Наиболее сложный узел противоречий образовался в Маньчжурии. Здесь возникла острая напряженность в отношениях между Москвой и гоминьданом в связи с такими проблемами, как задержка вывода советских войск, отказ Москвы разрешить пропуск гоминьдановских войск в Маньчжурию через Порт- Артур и Дальний, вопрос о разделе бывшего японского имущества - промышленных предприятий и других объектов, объявленных Москвой "трофеями Красной Армии", вывоз в СССР части промышленного оборудования, а также ряд других вопросов. Отношения между Москвой и Нанкином резко осложнились в результате вступления на территорию Маньчжурии китайских коммунистических войск и развернувшейся борьбой между КПК и гоминьданом за овладение Маньчжурией. В этой борьбе, вылившейся в гражданскую войну, КПК опиралась на материально- техническую помощь СССР, а гоминьдан - на поддержку США, имевших в Маньчжурии свои интересы и желавших распространить на нее политику "открытых дверей".

В Китае в это время царил хаос, полный развал экономики, массовая гибель людей. Войска центрального (гоминьдановского) правительства двигались в Северный Китай с целью разоружить японцев и утвердить там свою власть. Войска коммунистов, стремясь задержать продвижение гоминьдановских войск, разрушали рельсовые пути, взрывали мосты, линии телефонной связи и т. д. В ходе гражданской войны уничтожались жизненно важные объекты - выводились из строя электростанции, затапливались угольные шахты, пускались под откос железнодорожные поезда. Прерыва-

стр. 74


лось снабжение городов топливом, электроэнергией, водой, продовольствием. Останавливались фабрики и заводы, росла безработица. Огромная масса людей умирала от голода и болезней. Все это и многое другое приносилось в жертву борьбе за власть.

Перед приездом Маршалла в Китай в Москве состоялось совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на котором обсуждались вопросы организации послевоенного мира в Европе и на Дальнем Востоке. В. М. Молотов предложил обсудить вопрос о положении в Китае в связи с начавшейся там гражданской войной. Китайское правительство заявило протест против обсуждения этого вопроса, тем более без участия его представителя. Однако по настоянию Молотова протест был отклонен. В соответствии с советским предложением совещание обсудило китайский вопрос и приняло два решения. Первое: министры иностранных дел СССР, США и Великобритании сделали заявление о необходимости объединения и демократизации Китая под руководством национального правительства; о привлечении демократических элементов во все его органы и о прекращении гражданской войны. Второе: министры СССР и США пришли к соглашению "в отношении желательности вывода из Китая советских и американских вооруженных сил в возможно кратчайший срок".

На одновременном выводе войск обеих держав решительно настаивала советская сторона, которая готовилась к выводу своих войск из Маньчжурии, но опасалась, что США не выведут свои войска из Китая. Поэтому Москва требовала, чтобы американский войска покинули Китай одновременно с советскими и предлагала установить точный срок, к которому этот вывод должен быть завершен. США сопротивлялись принятию советского предложения, заявляя, что они не намерены держать свои войска в Китае, что они их выведут, но отказывались назвать конкретный срок. В результате была принята компромиссная формулировка, оставлявшая вопрос о сроках вывода войск по существу открытым. Правда, Москва не стала дожидаться вывода американских войск и к 3 мая 1946 г. завершила вывод советских войск.

Декларация Московского совещании по вопросу о демократизации Китая и о прекращении гражданской войны послужила своего рода мандатом для миссии Маршалла. Но этот мандат он получил только от одной стороны. Другие два правительства, подписавшие Московскую декларацию, предпочли не участвовать в ее практическом осуществлении. Это ограничивало миротворческую деятельность Маршалла.

Чан Кайши считал невозможным договориться с Мао Цзэдуном при участии или без участия Маршалла. Но он не решился отвергнуть предложение правительства США, которое было для гоминьдана единственной опорой в сложившейся критической ситуации. Чан Кайши вынужден был принять предложение Трумэна и направил телеграмму Мао Цзэдуну с приглашением делегации КПК прибыть для переговоров в Чунцин.

Коммунистическая сторона проявила колебания. Ранее, в августе 1945 г., Мао Цзэдун приехал на переговоры с Чан Кайши только благодаря настойчивым рекомендациям Сталина 2 . Имел ли место обмен мнениями между Сталиным и Мао Цзэдуном о переговорах между гоминьданом и КПК при посредничестве Маршалла, советскому посольству, где я в то время был 1-м секретарем, об этом из Москвы не сообщалось.

По прибытии делегации КПК в Чунцин в конце декабря 1945г. она связалась через представительство КПК в Чунцине с советским посольством и обратилась с просьбой о встрече с советским послом А. А. Петровым. Делегация КПК как мы догадывались собирается обсудить с советским послом вопросы, касающиеся переговоров с гоминьданом и участия в них Маршалла, выяснить советскую позицию. В соответствии с инструкциями из Москвы, советское посольство воздерживалось от обсуждения с конфликтующими сторонами такого рода вопросов и от высказывания каких-либо советов о том, как практически их следует урегулировать. Как стало известно из рассекреченных в последнее время документов между Сталиным и Мао Цзэдуном имела место строго конфиденциальная переписка по

стр. 75


вопросам стратегии и тактики китайской революции. Но МИД СССР и советское посольство ничего не знали об этой переписке, они выполняли инструкции, запрещавшие им вмешиваться в переговоры между гоминьданом и КПК.

Исходя из этого, посольство не должно было демонстрировать свои связи с представителями КПК, в особенности с делегациями, приезжавшими из Яньани на переговоры, давать им какие-либо советы. Москва не хотела, чтобы гоминьдановцы и американцы считали, что коммунисты действуют по указке Кремля.

В посольстве решили, что послу следует воздержаться от встречи с делегацией КПК и постараться сделать это под предлогом его болезни. Мне было поручено принять членов делегации. Встреча состоялась 1 января 1946 года. В советское посольство приехали член ЦК КПК, начальник 8-й армии КПК генерал Е Цзянин и член ЦК КПК, заместитель командующего Новой 4-й армии КПК Ван Жофэй. От имени посла я извинился за то, что он ввиду болезни не может принять их лично и поручил эту миссию мне. Поясняя цели своего визита, китайцы сказали, что прибывшей в Чунцин делегацией КПК получено предложение Чан Кайши обсудить вопросы, связанные с прекращением гражданской войны, с участием личного представителя президента США - Маршалла. В связи с этим перед коммунистической делегацией встал вопрос: следует ли ей соглашаться на участие в переговорах Маршалла, поскольку это означает прямое вмешательство США во внутренние дела Китая. При этом было подчеркнуто, что от участия в переговорах представителя США коммунисты ничего хорошего не ожидают. Маршалл постарается оказать давление на представителей КПК с тем, чтобы заставить их пойти на уступки в пользу Чан Кайши. Этот вопрос, заявили Е Цзянин и Ван Жофэй, долго обсуждался коммунистической делегацией в Чунцине, но они ни к какому решению не пришли. Срочно запросив инструкции из Яньани, представители КПК решили одновременно обратиться за советами к советскому послу. Второй вопрос по которому они хотели бы получить ответ в советском посольстве, заключается в следующем: Чан Кайши и Маршалл намерены в ходе переговоров затронуть вопрос о Мамьчжурии. Коммунистическая делегация считает, что этот вопрос, поскольку он затрагивает интересы Советского Союза, должен обсуждаться с участием советской стороны.

Изложив эти два вопроса, Е Цзянин и Ван Жофэй настоятельно просили меня доложить об этом послу, чтобы он дал им совет, в котором они крайне нуждаются, поскольку на следующий день должна состояться встреча делегации КПК с представителями Центрального правительства.

Я доложил послу о беседе и согласовал с ним ответы на поставленные вопросы. Возвратившись к ожидавшей меня делегации КПК, я сказал, что она должна обращаться за советами и указаниями, касающимися переговоров о демократизации Китая и прекращении гражданской войны, к ЦК КПК и что советское посольство не может давать делегации каких-либо советов по этому вопросу. В отношении Маньчжурии, по мнению советского посла, говорить пока преждевременно, поскольку этот вопрос официально не поднят ни Центральным правительством Китая, ни Маршаллом. Что касается вопроса о мирном урегулировании внутрикитайских проблем и прекращении гражданской войны, то позиция советского правительства достаточно ясно отражена в Коммюнике Московского совещания 3 .

После этой беседы с Е Цзянином и Ван Жофэем контакты советского посольства с делегацией КПК были редкими, мы старались их не поощрять по тактическим соображениям. Информацию о ходе переговоров советское посольство получало из многих источников, в том числе и от американских представителей. В частности, у нас были хорошие контакты с послом США П. Хэрли. Такие же дружественные контакты установились с Маршаллом и новым послом США Д. Стюартом, который был назначен на этот пост 10 июля 1946г. вместо П. Хэрли. В первые же дни после приезда в Чунцин Маршалл нанес официальный визит советскому послу, а 8 января он был приглашен на обед в советское посольство. На обеде, на котором я присут-

стр. 76


ствовал, были только американские и советские дипломаты. Во время обеда состоялась беседа, носившая весьма дружественный характер. Маршалл говорил о стремлении американцев к взаимопониманию с СССР, к развитию отношений двух стран в духе сотрудничества, которое сложилось между нашими странами в ходе совместной борьбы в годы второй мировой войны. Он подчеркнул, что такое сотрудничество особенно необходимо в настоящее время в Китае, так как миссия, с которой он приехал в Китай, направлена на осуществление решений, принятых по китайскому вопросу на Московском совещании по инициативе советского правительства, а поэтому он рассчитывает на сотрудничество с советским посольством.

Маршалл отмечал, что он всегда питал дружественные чувства к России, восхищался героизмом советского народа проявленным в борьбе против гитлеровской Германии, а также выдающимися успехами СССР, достигнутыми в предвоенные годы: одним из ярких примеров этих достижений явился героический перелет через Северный полюс в Америку советских летчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова в 1937 году. Маршалл рассказал, с каким горячим энтузиазмом их встречала общественность и официальные круги в США и он лично имел честь первым из американских официальных лиц встречать "чкаловцев" и принимать их в своем доме сразу же, как только они совершили посадку на военном аэродроме в Ванкувере (штат Вашингтон). По его словам поскольку "чкаловцы" прилетели в жаркий американский климат в меховых одеждах, он предоставил в их распоряжение свой гардероб, чтобы они могли сменить свои медвежьи и оленьи шубы на обычные мужские костюмы.

Говоря о цели его миссии в Китае, Маршалл рассказал, что после встречи с Чан Кайши он начал серию бесед с представителями партий и групп всех политических и идеологических направлений. В этом процессе он встретился с серьезными трудностями, которые осложняют решение поставленных перед ним задач. В частности, он отметил, что все его китайские собеседники склонны лишь к "глубокомысленным рассуждениям" по поводу существующих в Китае острых проблем и необходимости их скорейшего решения, но никто не знает реальных путей выхода из кризиса. Все китайцы придерживаются единого мнения о необходимости демократизации страны, но никто не предложил конкретных путей для достижения этой цели. Маршалл сказал, что, по его мнению, подавляющее большинство китайцев не имеют ясного представления о том, что такое демократия. При той отсталости, неорганизованности, которые складывались в Китае сотнями лет, едва ли можно ожидать быстрого внедрения демократических форм в структуры правительства и в создание законодательных основ в стране. Основы демократии в Китае должны были заложены сверху, поскольку широкие народные выборы в нынешних китайских условиях представляются невозможными.

стр. 88

Продолжение статьи

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: В КИТАЙ, МИССИЯ ДЖ. МАРШАЛЛА, И СОВЕТСКО-КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТ
Просмотров: 1338 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0