Главная » Файлы » Статьи » Исторические |
08.02.2013, 19:41 | |
Этот трагический для Вяземского разрыв с действительностью окончательно определился в 1861 году. Он дожил до долгожданного для него дня отмены крепостного права. Будучи причислен после отставки из Министерства народного просвещения к Сенату, Вяземский редактировал приветственный адрес императору в связи с появлением Манифеста 19 февраля 1861 года. В том же году были отмечены два его юбилея: 50- летия литературной деятельности и золотая свадьба. Молодые литераторы, для которых он был только воплощением дореформенной эпохи, откликнулись на его литературный юбилей издевательскими эпиграммами. Окончательное отношение представителей новой эпохи к Вяземскому сформулировал в 1862г. Д. И. Писарев. По поводу статьи М. Н. Лонгинова, пытавшегося защитить юбиляра от нападок, он заметил: "Кто клевещет на этих... литераторов? Кто говорит об них? Мы об них и думать забыли, у нас порвалась всякая связь с этими людьми; у них были свои интересы, свои воззрения; они отжили; теперь мы живем, и у нас свои интересы, свои воззрения, не имеющие ничего общего с прежними; когда нам случается заглянуть в том их сочинений, мы остаемся холодны к тому, что их интересовало: и подчас, невольно, добродушно улыбаемся их восторженным тирадам". Добавив, "кто в шестидесятых годах повторяет то, что казалось новым и смелым в двадцатые годы, тот, конечно, должен предоставляться нам каким-то ископаемым литератором" (54). Даже близкий и по взглядам и по семейным связям к Вяземскому 50-летний П. А. Валуев записал о нем в дневнике в 1865 г.: "Печальная развалина, освященная царскосельским солнцем" (55). Несмотря на почтенный возраст, Вяземский после отставки с поста товарища министра народного просвещения прожил еще два десятилетия. Он пережил скончавшегося в 1869 г. Писарева. Валуев пережил отца своей жены только на 12 лет. Общественно-политическая деятельность Вяземского проходила после 1858 г. преимущественно в придворной сфере. Он входил в ближайшее окружение императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в 1866 г. стал членом Государственного совета и получил придворное звание обер-шенка. На склоне лет Вяземский обратился к недавней истории России, свидетелем который был сам. В 1866 г. он стал одним из основателей Русского исторического общества. С этого же года в "Русском архиве" стали публиковаться его мемуарные статьи и документы из "Остафьевского архива". Обдумывая прошлое, Вяземский пытался определить свое место в общественной жизни России. Итог его размышлений был следующим: "Карамзин был совершенно в праве написать обо мне, что я пылал свободомыслием, то есть либерализмом в значении Карамзина. Не отрекаюсь от него и даже не раскаиваюсь в этом. Но либерализм либерализму рознь. Я и некоторые сверстники мои, в то время, мы были либералами той политической школы, которая возникла во Франции с падением Наполеона и водворением конституционного правления при возвращении Бурбонов... Но из этого не следует, что мы, либералы того времени, были и ныне послушниками либерализма, который проповедуется разными Гамбетта, Флока, Рошфор и ими подобными... Нечаев тоже слывет либералом и почитал себя либералом" (56). Через два года после написания этих строчек, 10 ноября 1878 г. Вяземский скончался в Баден- Бадене. Он был последним из тех деятелей, которые начинали свой жизненный путь в первое десятилетие XIX века носителями просветительских идей, а завершили в середине столетия как представители реформаторски настроенной бюрократии. Как можно определить то общественно- политическое направление, к которому принадлежали Вяземский и его единомышленники? Термин "либеральная бюрократия" является чисто описательным и не передает историческое своеобразие этого направления. Наиболее полно это явление может быть охарактеризовано как проявление русского варианта "легитимизма". Термин этот употребляется чаще всего для обозначения стр. 85 одного из политических направлений во Франции после революции 1830 г., выступавшего за восстановление на престоле "законной династии" Бурбонов, а также вообще сторонников свергнутых монархических династий. Тем же термином обозначается и тот принцип международных отношений, который был провозглашен на Венском конгрессе 1815г.- нерушимость правителей и границ, существовавших до наполеоновских войн. Гораздо реже термин "легитимизм" применяется в более широком смысле, как обозначение одного из крупных идейных и политических течений в Европе первой половине XIX века. В этом значении он применялся в отечественной историографии в исследованиях А. 3. Манфреда, Л. А. Зака, А. М. Станиславской, Н. В. Минаевой (57). Теоретические идеи и общественно-политическая практика легитимзма не были тождественны проявлениям крайнего консерватизма, идеологически представленного в эту эпоху Ж. де Местром и Л. де Бональдом. Сторонники легитимизма стремились сочетать принцип нерушимости монархической власти и привилегированного положения дворянства с теми реалиями, которые возникли в Европе в ходе бурных событий конца XVIII - начала XIX века. Для этого широко использовались идеи "века Просвещения", в том числе теория "естественных прав". Легитимизм был развитием "просвещенного абсолютизма" XVIII в., ведущим в направлении к конституционной монархии. В России первой половины XIX в. легитимизм начал оформляться в эпоху правления Александра I и продолжал существовать до начала XX века. В числе позднейших своеобразных представителей этого направления можно назвать Валуева и П. А. Столыпина. Для Вяземского общественно-политическая деятельность завершилась психологической трагедией. Он и его идеи оказались не нужны пореформенному обществу. Для ее преемников политическая деятельность завершилась социальной катастрофой 1917 года. Примечания Очерк подготовлен при поддержке Московского общественного научного фонда. 1. Основная часть документов Вяземского принадлежит к составу так называемого Остафьевского архива (по месту первоначального хранения в имении Вяземского в Подольском уезде Московской губернии), который с 1941 г. находится в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 195). Небольшие фонды Вяземского хранятся также в отделах рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ, ф. 63) и Российской национальной библиотеки (ОР РНБ, ф. 167). Значительная часть документов из архива Вяземского опубликована (Остафьевский архив князей Вяземских (ОА). Тт. 15. СПб. 1899 1913; ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки (1813 1848). М. 1963). Существуют две монографии о жизни и деятельности Вяземского: WYTRZENS G. P. A. Vjazemskij. Wien. 1960; ГИЛЛЕЛЬСОН М. И. Вяземский. Жизнь и творчество. Л. 1969. 2. Архив кн. А. И. Вяземского. М. 1881. О его контактах с Ф. де Мирандой, одним из вождей борьбы Южной Америки за независимость, см.: АЛЬПЕРОВИЧ М. С. Ф. де Миранда в России. М. 1986, с. 58 60. Мать Вяземского Екатерину Ивановну 0'Рейли (1762--1802) будущий муж встретил во время заграничного путешествия и увез в Россию в 1786г. от первого мужа. Она происходила из знатного ирландского католического рода. Самый известный представитель этого рода, генерал испанской службы Александр 0'Рейли, дядя княгини Е. И. Вяземской, в 1793г. командовал войсками в войне с Францией. Один из представителей этого рода Андреас 0'Рейли участвовал в походе на Россию в 1812г. в качестве командира австрийского легкоконного полка. 3. ОА. Т. 3. СПб. 1908, с. 246--247. 4. В. И. Семевский выдвигал предположение, что именно бывшие ученики иезуитского пансиона были основой декабристской организации "Орден русских рыцарей" (СЕМЕВСКИЙ В. И. Общественные и политические идеи декабристов. СПб. 1909, с. 258). 5. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 175. стр. 86 6. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 195, он. 1, д.1032, л. 1. 7. Арзамас и арзамасские протоколы. Л. 1933, с. 242. 8. ТУРГЕНЕВ Н. И. Письма к брату С.И.Тургеневу. М.-Л. 1936. с. 12. Наиболее полно вопрос о деятельности "Арзамаса" рассмотрен в статье: ГИЛЛЕЛЬСОН М. И. Материалы по истории арзамасского братства. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Т. 4. М.-Л. 1962; см. также: СИДОРОВ Е. А. Литературное общество "Арзамас". Журнал Министерства народногб просвещения, 1901, N 6, 7. 9. Арзамас и арзамасские протоколы, с. 242. 10. Отчет императорской публичной библиотеки за 1884г. СПб. 1886, с. 159. 11. СВЕРБЕЕВ Д. И. Записки. Т. 2. М. 1899, с. 97. 12. ОА, т. 2. СПб. 1899, с. 115. 13. РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 1076, 1052. 14. Там же, д. 1076, л. 2, 5об.-6. Анализируя политические представления французского общества накануне 1789г., А. Олар отмечал ту же закономерность: у исследователей "вызывало недоумение и создавало иллюзию частое употребление слова "республиканец" для обозначения не тех людей, которые желали установить во Франции республику (таковых не было), а людей, ненавидящих деспотизм, стоящих за право нации, желающих общественных реформ" (ОЛАР А. Политическая история Французской революции. М.1938, с.37). 15. РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 1052, л. Зоб., 3. 16. ОА, т. 2, с. 14-17; Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг. 1921, с. 373. 17. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 27; ОА. т. 2, с. 16. 18. ОА, т. 2, с. 15, 16. 19. Старина и новизна. Кн. 1. СПб. 1897, с. 65; ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 31. 20. ОА, т. 2, с. 17. 21. Архив братьев Тургеневых. Вып. 6, с. 373. 22. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 1. СПб. 1878, с. 66, 67. 23. ОА, т. 1, с. 377; Архив братьев Тургеневых. Вып. 6, с. 385. 24. О попытке создания этого общества см.: ВЯЗЕМСКИЙ П.А. Полн. собр. соч. Т. 7. СПб. 1882; КУЛЬМАН Н. К. Из истории общественного движения в России в царствование Александра I. Известия отдела русского языка и словесности АН. Т. 13, кн. 1. СПб. 1908; МИРОНЕНКО С. В. Самодержавие и реформы. М. 1989. 25. ОА, т. 1, с. 222. 26. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 2. СПб. 1879, с. XVII-XVIII. 27. РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 1307; Государственный исторический архив г.Москвы, ф. 16, оп. 31, д. 140, л. 1 --2. 28. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. По?, собр. соч. Т. 1, с. 153. И. И. Дмитриев (1760 - 1837), друг Карамзина, литератор, автор воспоминаний "Взгляд на мою жизнь" (М. 1860), в 1811-1814 гг. министр юстиции, был одним из старших друзей и наставников Вяземского. 29. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 1, с. 143. 30. РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 1040, л. 1, 1об. 31. ОА, т. I.e. 382. 32. Российский государственный исторический архив, ф. 777, оп. 1, д. 4066, л. Зоб; ОА, т. 2, с. 294. Точку зрения его петербургских друзей см.: ОА, т. 2, с. 291. 33. РГИА, ф. 777, оп. 1, д. 4066, л. 5. 34. КУТАНОВ Н. Декабрист без декабря. В кн.: Декабристы и их время. Т. 2. Л. 1932; ЛОТМАН Ю. М. П. А. Вяземский и движение декабристов. - Ученые записки Тартуского университета. Вып. 98. 1960. 35. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 155, 23. 112, 61, 155, 206; ОА, т. 5, вып. 2. СПб. 1913,с.159. 36. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 1, с. 221, 268; т. 2, с. 4. 37. ОА, т. 3, с. 73. 38. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 312; ВАЦУРО В. Э., ГИЛЛЕЛЬСОН М. И. Сквозь умственные плотины. М. 1986, с. 146; ОА, т. 3, с. 188. 39. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 151, 162. 157. 164. 40. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб. 1898, с. 12. 41. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 175. 42. Русская литература, 1966, N 4, с. 125. 43. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Письма к И. И. Дмитриеву, с. 41; РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 659, л. 10; стр. 87 Московский телеграф. 1831, ч. 37, N 4, с. 573. Непосредственным редактором "Коммерческой газеты" был видный экономист и статистик Г. П. Небольсин (1811 1896). 44. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 298, 282, 280. 45. ОА, т. 3, с. 249, 236, 341; ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 286; Русская литература, 1966, N 4; ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Письма к И. И. Дмитриеву, с. 84. 46. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 2, с. 163. 47. Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг. 1921, с. 54. 48. Русская старина. 1896. N 8, с. 84. 49. ГИЛЛЕЛЬСОН М. И. Вяземский, с. 325. 50. РГИА, ф. 772, оо. 1. ч. 2, д. 3997, л. 1 2об; д. 4629, л. 16, 1г., 1л. 51. О деятельности цензурного ведомства под руководством Вяземского см.: ГЕРАСИМОВА Ю.М. Из истории русской печати в период революционной ситуации 1850-1860гг. М. 1974; ЛЕДОДАЕВ В. Ю. Князь П. А. Вяземский о цензуре и литературной политике правительства. - Вестник МГУ. Серия история, 1997, N 5; НИКИТЕНКО А. В. Дневник. Т. 2 М. 1955, с. 9. 52. ГЕРЦЕН А. И. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 26. М. 1963. с. 112. 53. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Записные книжки, с. 27. 54. ПИСАРЕВ Д. И. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М. 1955, с. 303, 291. 55. ВАЛУЕВ П. А. Дневники. Т. 2. М. 1961, с. 72. 56. ВЯЗЕМСКИЙ П. А. Полн. собр. соч. Т. 10. СПб. 1886. с. 291 --292. 57. МАНФРЕД А. 3. Общественно-политические идеи в 1815 г.- Вопросы истории, 1966, N 5; ЗАК Л. А. Монархи против народов. М. 1966; СТАНИСЛАВСКАЯ А. М. Россия и Греция в конце 18 - начале 19 в. М. 1976; МИНАЕВА Н. В. Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н. М. Карамзина. - История СССР. 1982, N 5. стр. 88 | |
Просмотров: 1201 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Исторические [121] |