Главная » Файлы » Статьи » Исторические

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АРХИВ XX ВЕКА. Охрана и антисемитизм в дореволюционной России(обрезанная версия)
19.01.2012, 13:14

Царское Село до зимы 1905 г. не являлось настоящей резиденцией Их Величеств, и приурочение деятельности Нилуса в 1902 г. к Царскому Селу не имеет смысла, если связывать его с желанием быть поближе "ко двору". А эту близость-то и старается установить г. де Шайла.

Приняв все это во внимание, становится ясна вся ошибочность заключения Бурцева.

Короче говоря, ни Их Величества, ни "придворные круги" никакого касательства к "Протоколам" не имели.

Что же за человек граф де Шайла, парадировавший в качестве офицера-казака, украшенного орденом Св. Георгия на Бернском процессе, которого Бурцев называет отставным подъесаулом Войска Донского.

"Протоколы" в Западной Европе, в Америке и в Англии

Волна беженцев, нахлынувшая в Западную Европу из Юго-Западного края и Малороссии после падения гетмана и занятия Киева петлюровцами в декабре 1918г. принесла русский антисемитизм, а с ним и одиночные экзем-

стр. 15


пляры "Протоколов" в Германию. Там в то время шло свое немецкое ярко выраженное против евреев движение, распространенное главным образом среди бывших военных. Евреям приписывали все беды, постигшие Германию до учреждения республики и всех пунктов Версальского договора включительно. Некоторые из русских правых, признательные немцам за спасение от петлюровского террора нескольких тысяч русских офицеров, которые были вывезены немцами из Киева в Германию, соединились с немецкими антисемитами, считая, что только в союзе с правой Германией Россия может быть освобождена от большевизма, руководимого евреями. Из таких правых "германофилов" выделились тогда бывший гвардейский офицер Ф. В. Винберг с группой своих молодых друзей и бывший член Государственной думы Марков 2-й со своими политическими поклонниками. Уже как "свои" вошли в немецкие круги обрусевшие немцы-балтийцы и в их числе ревельский уроженец Альфред Розенберг, занявший затем столь важное положение при Гитлере. Эти-то правые и принесли в Германию "Протоколы Сионских мудрецов" Нилуса и познакомили с ними немцев.

В конце 1919 г. появилось первое издание "Протоколов" на немецком языке Готфрида цур Бек, по псевдониму Мюллер фон Хаузен, под заглавием: "Die Geheimnisse der Weisen von Zion", переведенное с издания Нилуса 1911 года. "Протоколы" были снабжены большой вводной статьей, которая сама по себе являлась в смысле антисемитской пропаганды весьма серьезной статьей. Вскоре, в 1920 г., появился N 3 журнала Винберга "Луч света", где были напечатаны и "Протоколы" и вводная статья указанного немецкого издания. "Протоколы" стали широко распространяться в Германии и были встречены населением как откровение, объяснявшее ему все политические неудачи и несчастья Германии. Сам Адольф Гитлер уверовал в "Протоколы" полностью, принял памфлет за действительные "Протоколы" секретных заседаний и широко использовал их в своей книге "Mem Kampf". Розенберг, сделавшийся на Германской территории фанатичным немцем, одинаково ненавидевшим и евреев и русских и мечтавший об уничтожении первых и о победе над вторыми, дал к "Протоколам" пространные комментарии. Немецкие комментарии и разъяснения "Протоколов" придали памфлету новое серьезное значение. "Протоколы" в немецком толковании выросли в целое философское произведение. Их идеология делается как бы частью идеологии всего немецкого гитлеровского национал-социализма. Позже один талантливый журналист писал в Париже: "Нетрудно убедиться в том, что нынешнее толкование "Протоколов" отмечено фашистской, точнее национал-социалистической идеологией. Заговор одной расы против всех других, насилие и обман как главная опора, прославление и апофеоз вождя, - все эти обетования сионских мудрецов могли бы трактоваться как бредовая выдумка и чепуха бездарных русских охранников, если бы... Если бы эти тайные вожделения не совпали с реальной программой действия третьего царства Гитлера".

В 1922 г. в Берлине вышло русское издание "Протоколов" под заглавием "Протоколы Сионских мудрецов (по тексту Нилуса). Всемирный тайный заговор". До "Протоколов" было помещено предисловие: статья А. Роговича и статья "О подлинности "Протоколов", Ахад-Хам и Сионизм", в переводе с французского Винберга.

Кроме "Луча света", в Берлине выходил монархический журнал, руководимый Марковым 2-м, "Двуглавый орел". И в нем борьба за счастье России, за освобождение ее от большевиков отожествлялась с борьбой против еврейства вообще. Составлялся как бы общий фронт с немцами, где антисемитизм возрастал с каждым часом. Среди русских беженцев в Германии, вероятно из-за близости России, где шла настоящая гражданская война, антисемитизм принял тогда боевой характер. Он закончился покушением на П. Н. Милюкова, которого считали прислужником евреев. Случайно был убит не Милюков, а Набоков, что возбудило против правых террористов почти всеобщее негодование и привело к изгнанию правых антисемитов из Германии. Бер-

стр. 16


лин перестал быть их центром. Одни уехали на Балканы, другие в Мюнхен, некоторые в Париж.

Позже явным для публики центром идейной борьбы немцев с еврейством и франкмасонством сделался Франкфурт-на-Майне, где стали издавать двухнедельный журнал "Service mondial" под руководством и редакцией отставного немецкого полковника Флейшхауера. Одним из главных сотрудников его по еврее-русскому вопросу сделался Марков 2-й, ставший позже официальным заведующим русского отдела "Service mondial". При посредстве этого органа шла агитация и пропаганда антисемитизма и антимасонства по всему миру, а главным образом по Европе. Надо полагать, что такое колоссальное предприятие было руководимо не одним полковником Флейшхауером, а кем-то повыше и посерьезнее его в самом центре гитлеровского правительства. При посредстве этого центра "Service mondial", как увидим позже, велось все дело Бернского процесса против евреев. Что касается немецких изданий "Протоколов", то они повторялись неоднократно.

* * *

Проникли "Протоколы" с русскими беженцами и в Соединенные Штаты Америки, но и тут потерпели неудачу. В 1920 г. в Бостоне их издала фирма "Small, Magard and C", а годом позже они вышли в Нью-Йорке в издании Beckwitch. В деле русской агитации и пропаганды против евреев одну из главных ролей очень недолго играл давно уже умерший генерал граф Артур Череп-Спиридович, фигура довольно занятная (не состоявший ни в каком родстве или свойстве с автором этих строк).

В России до революции то был блестящий генерал по адмиралтейству, считавшийся консулом балканских государств. В Москве на парадных спектаклях в театрах дамы восхищались его элегантной фигурой с усами и белокурой головой, в нарядном мундире со множеством звезд и орденов. В антрактах он, прислонившись к балюстраде оркестра, так красиво держался, поигрывая белыми перчатками и морским палашом. В первую Великую войну он прославился в Европе агитацией против евреев. Произносил речи в Париже с балкона какого-то отеля, ездил в Рим и получил графский титул от Папы, якобы за пропаганду против... (пропуск в оригинале. - Ред.). После революции все изменилось. Большевики расстреляли двух его сыновей, отличных офицеров гвардии. Самому генералу пришлось бежать. Он еще больше возненавидел евреев и решил бороться с ними... из Америки. Там он рассчитывал найти для этой борьбы миллионы. И он их нашел. Из Нью-Йорка он писал в Париж на бумаге с его фотографией, что только он знает, "как спасти Россию", и что он "ее спасет". Генерал восторженно описывал, как они работают.

Русским патриотам-антисемитам удалось распропагандировать миллионера Форда. Форду доказали достоверность "Протоколов", подкрепив примерами из событий в России. Ему доказали, что русская революция - дело евреев. О деятельности Якова Шифа он знал, наверное, лучше его русских друзей. Некий князь привез из Европы и продал Форду весьма ценный документ по русской революции с обвинениями евреев. И Форд со своими миллионами вошел в борьбу против евреев. Были изданы "Протоколы". С мая по октябрь журнал "The Dearborn Independent" печатал серию статей о "Протоколах Сионских мудрецов" и доказывал, как евреи осуществляют свой план о покорении всего мира. Была выпущена книга "The International Jew. The World's Foremost Problem", имевшая громадный успех и наделавшая много шуму в Америке.

Но в демократической стране свободы и равенства, в стране, где солнце светит одинаково для всех, не спрашивая ни расы, ни религии, в этой стране поднялась буря негодования против "Протоколов", против всей кампании антисемитизма, перебросившейся сюда из Европы. В этом гуманитарном походе, не говоря уже про евреев, объединились выдающиеся люди страны:

стр. 17


кардинал O'Connel, архиепископ Бостона, президент Wilson, бывший Secretaire d'Etat (государственный секретарь. - Ред.) Lansing, епископ Brewster, архиепископ Patrick J. Hayes. Nicholas Buttler и много-много других. Пошла пропаганда и агитация во всех полезных формах, и эта кампания за евреев одержала полную победу. Вот как пишет об этом Henry Rollin, no "Gasette de Lausanne" du 17 Juillet 1927 et "Paix et Droit", Septembre 1927 9 .

"Форд был слишком умен, чтобы не дать себе отчета, рано или поздно, что еврейским заговором не объяснить послевоенные экономические явления, забастовки, бюджетные дефициты, инфляции, вздорожание жизни etc... Пораженный этими непредвиденными проявлениями последствий войны, он какое-то время не понимал их. Мало-помалу действительные причины стали ему ясны, тогда же, когда достоверность и происхождение "Протоколов" стали казаться ему все более подозрительными.

В 1927 г. он объявил во всеуслышание, что те люди, на которых он "слепо" положился, злоупотребили его доверчивостью" 10 .

В открытом письме на имя г. Луи Маршала, президента Американского еврейского комитета, Форд заявил, что, лично изучив этот вопрос, он "по- чувствал себя глубоко оскорбленным", потому что осознал, что его газета "возродила к жизни позорные наветы" и "посеяла доверие к грубой лжи". "Я считаю своим долгом чести постараться развеять те предрассудки в отношении евреев, которые я распространил, и я прошу у них прощения за те страдания, которые я невольно причинил им. Я полностью отметаю оскорбительные обвинения, которые брошены им этими публикациями. Евреи впредь могут быть вполне уверены в моей дружбе и благожелательности.

Разумеется, будут изъяты из обращения остатки тиража в нашей стране и за границей. Позволю себе добавить, что настоящее заявление сделано по моей собственной инициативе единственно в интересах справедливости. Я считаю это повелительным долгом человека и гражданина".

Победа в Соединенных Штатах была одержана полная. Но в Европе фанатики антисемитизма продолжали агитировать не покладая рук и не верили, что Форд отказался от борьбы добровольно.

* * *

Этой победе содействовало много по поднятому шуму выступление княгини Радзивилл.

В первые годы последнего царствования, когда начальником охраны Государя был генерал-адъютант Черевин, в Петербурге в высшем обществе блистала жена камер-юнкера, княгиня Екатерина Радзивилл, рожденная Ржевусская. Красавица с тонкими чертами лица, с профилем немного хищническим, княгиня внушала, необъяснимо почему, какую-то осторожность. У нее бывали веселые балы; мужа ее не замечали. За ней заметно ухаживал Черевин. Граф Витте в своих "Воспоминаниях" посвящает ей такие строки: "Так вот эта самая Радзивилл, о которой я уже говорил, она попросту жила с Черевиным, а поэтому имела некоторое влияние в петербургском обществе, так как Черевин был влиятельным человеком и вследствие этого и княгиня Радзивилл могла оказывать некоторое влияние.

После смерти Черевина (1897 г. - Примечание Спиридовича) у нее обнаружились не вполне чистые дела, и она переехала в Англию.

В Англии она сблизилась с этим известным (я забыл его фамилию) англичанином, кажется из евреев, который нажил огромное состояние на африканском золоте (это было до Бурской войны), насколько я помню, фамилия его Роде или что-то в этом роде.

Княгиня жила с ним совершенно maritalement (по-супружески. - франц., Ред.), ездила с ним в Африку на эти золотые копи. Затем этот англичанин умер. По-видимому, умер он так неожиданно, что ничего существенного ей не оставил. Затем явился вдруг вексель от этого самого банкира-афериста на имя Радзивилл, на очень большую сумму.

стр. 18


Вексель был предъявлен в суд, но было доказано, что он поддельный, и в конце концов княгиня Радзивилл попала в тюрьму, где и высидела все причитающееся ей наказание. По выходе из тюрьмы она описала в своих мемуарах все, касающееся этого дела. Мемуары эти произвели впечатление на некоторое время - на неделю, а теперь они, конечно, позабыты.

Сама княгиня Радзивилл очень постарела: я ее видел не так давно во Франции в Экс-ле-Бэн. Она поймала сравнительно молодого англичанина и женила его на себе.

У этого англичанина, по-видимому, никаких средств нет, и женился он на этой старухе, которая когда-то была красива, из-за денег (так как сравнительно небольшие деньги у нее сохранились)" 11 .

Вот эта-то княгиня Радзивилл, живая, энергичная, с претензией на осведомленность о политической жизни России при царском режиме, и выступила в 1921 г. на сцену по делу; "Протоколов Сионских мудрецов".

В марте того года в Нью-Йорке в журнале "L'American Hebrew" появились ее заявления о том, кто, когда и где составлял "Протоколы". Ее знакомая госпожа Хреблетт в том же журнале подтверждает все сказанное княгиней Радзивилл. Заявление произвело сенсацию, было передано в Европу, перепечатано в Париже в "Еврейской трибуне" и наделало, конечно, большой шум.

В. Л. Бурцев отозвался на шум в своей газете "Общее дело" от 14 апреля 1921 г. статьей "Сионские протоколы", в которой изобразил все следующим образом: "Недавно в "Еврейской трибуне" мы прочитали статью под заглавием "Правда о Сионских протоколах". В ней мы нашли два очень путаных интервью с госпожой Радзивилл и госпожой Хреблетт. Обе они указывают как на авторов "Сионских протоколов", кроме какого-то мифического председателя Московского суда Нилуса, на Оржевского, быв. шефа жандармов, на Рачковского, Головинского и Мануйлова.

По словам гг. Радзивилл и Хреблетт, в 1904 - 1905 гг., во время русско-японской войны, обе они встречали в Париже Рачковского и Головинского и видели у них рукописи фабриковавшихся "Сионских протоколов".

Г-жа Радзивилл заявляет, что Рачковский исчез после революции 1917 г., что Мануйлов, приговоренный к нескольким годам каторжных работ за измену, выпущен был большевиками на свободу и состоит у них на службе в Петрограде. Головинский находился в 1910 г. в Париже. Он был арестован в России, обвинен в растрате и приговорен к тюремному заключению. Несколько времени спустя он был выпущен на свободу благодаря ходатайству секретной полиции.

С своей стороны г-жа Херблетт добавляет: "Охранник (Головинский) очень гордился своим делом (фабрикацией Протоколов). Он часто хвастался ими. Он приходил в дом княгини Радзивилл на Шан Элизэ прямо из Национальной библиотеки, где делалась компиляция, имея при себе листы рукописи. Помню, она была на французском языке, но писана разными почерками".

Тут все спутано. Рачковский умер еще в 1909 году. Мануйлов никогда не был приговорен к каторжным работам за измену, большевики его на свободу не выпускали, так как во время их переворота он был на свободе, на службе у них не состоял, а зимой 1918 г. по приказу из ЧК был ими расстрелян близ Петрограда.

Рачковский в 1904 - 1905 гг. в Париже не был, а задолго до русско-японской войны был выгнан со службы Плеве и выслан из Парижа. В эти годы он находился под надзором полиции в России и потому в то время в Париже не мог встречаться ни с Головинским, ни с Мануйловым.

Что в рассказах Радзивилл и Хреблетт правда, и что является вымыслом - трудно разобраться".

В этой критике Бурцев был совершенно прав. Заявления обеих женщин были путаны, неверны и били только на сенсацию. Ниже будет сказано о них подробно.

стр. 19


"Еврейская трибуна" осталась очень недовольна такой критикой Бурцева, которую назвала легкомысленной, а показания княгини Радзивилл и Херблетт были широко использованы против антисемитов, как самые достоверные. Княжеский титул их автора сыграл, конечно, очень большую роль.

* * *

В 1920 г. "Протоколы" появились в Англии. Еврейским вопросом в новом его освещении занялись газеты "Times", "Morning Post", "Observator".

Сотрудник "Morning Post", вернувшийся из России, где он был арестован большевиками и испытал на себе все ужасы нового режима, перевел "Протоколы" на английский язык, и они были изданы под заглавием "The Jewish Peril". "Morning Post" выпустила книгу "Cause of World Unsert".

В защиту евреев выступил в газете "Observator" Люсьен Вольф. Он доказывал, что "Протоколы" подделка, и подделка, автор которой использовал отчасти работу немца Goedsche - "Biarritz" и доклад министра графа Ламздорфа, сделанный царю, о чем сказано выше. Вольф упустил из виду, что записка Ламздорфа появилась на пять лет позже появления рукописи у Ни-луса(1901 г.).

Госпожа Вебстер выпустила книгу "Мировая революция", где дала исторический обзор революционных учений разных времен и стран, развивавших теории, которые проводились в жизнь и большевиками. Но русской антимасонской, антиеврейской пропаганды в Англии не велось. Русская колония, весьма небольшая и главным образом состоявшая из представителей старой русской аристократии, совершенно не интересовалась "Протоколами". Здесь народившийся было в Англии антисемитизм разбился о философски спокойный характер нации. "Протоколы" в Англии провалились, а разоблачение их подделки газетой "Times", о чем будет сказано ниже, как бы окончательно их похоронило в этой стране.

Разоблачение газеты "Times"

В августе 1921 г. английская газета "Times" в номерах от 16, 17 и 18 числа поместила статьи, в которых константинопольский корреспондент газеты установил, что знаменитые "Протоколы" ни что иное как пересказ, переделка памфлета "Dialogue aux Enfers entre Machiavel et Montesqueu, eu la politique de Machiavel au XIX siecle par un contemporain" (Maurice Joly), изданного в Брюсселе в 1865 году.

Эту книжку корреспонденту вручил один русский беженец, помещик X., который нашел ее в связке купленных им у бывшего офицера "охраны".

Дав подробный разбор памфлета Жоли, сравнив с ним "Протоколы" Нилуса, корреспондент "Times" пришел к заключению, "что большинство "Протоколов" просто парафразы "Диалогов", где лукавые еврейские мудрецы, а затем еврейский владыка мира заменяют Макиавелли - Наполеона III и где грубые "гойим" (христиане) заменили те бессознательные массы - скрученные нищетой, охваченные животными инстинктами и пожираемые жадностью, которых Макиавелли хотел осилить" 12 .

В последней статье корреспондент высказывает "гипотезу, что книжка "Диалога" Жоли была привезена в Россию кем-либо из корсиканцев, которые в большом числе были на службе при Наполеоне III".

По словам корреспондента: "В последних двух десятилетиях XIX в. и в первых годах XX в. на службе дворцовой полиции царя и в русской тайной полиции было всегда несколько корсиканцев". Корсиканцы и "привезли "Диалоги" в Россию, где кто-либо из "охраны" или из служащих при Дворе приобрел их. Но это лишь гипотеза". Признаться сказать, гипотеза корреспондента вызывает только улыбку. Долго прослужив в охране Государя, автор не слышал, чтобы в охране царя или в политической полиции вообще служил хотя бы один какой- либо "корсиканец".

стр. 20


Приведя затем симпатичную характеристику Нилуса, которого он называет "профессором", который "соединял в себе значительную богословскую и отчасти историческую эрудицию с поразительным отсутствием знания света", и указав на противоречивые заявления "профессора" Нилуса о том, откуда он получил рукопись "Протоколов", о чем говорилось уже выше, стараясь разрешить вопрос об авторе "Протоколов", корреспондент пишет: он мог быть каким-нибудь совершенно незначительным писакой, состоявшим на службе при Дворе или в "Охране".

Далее корреспондент со слов помещика X. сообщал, что еще в 1901 г., за четыре года до их опубликования Нилусом, "Протоколы" были использованы в борьбе против француза Филиппа, который "навлек на себя зависть монахов, оккультистов и других подобных авантюристов, которые надеялись использовать царя через посредство царицы в своих собственных интересах или же в интересах разных клик".

Далее шло указание, что "Протоколы" были использованы после революции 1905 г. охранной организацией, консерваторами, что их рукопись была представлена царю во время министерства князя Святополк-Мирского и содействовала его падению. В конце концов корреспондент дал следующие выводы:

"1. "Протоколы" являются в значительной степени пересказом книги, которая здесь условно называется "Женевские диалоги".

2. Они имели целью вызвать в русских консервативных, и особенно придворных кругах уверенность в том, что основной причиной недовольства среди политических элементов является не репрессивная политика бюрократии, а распространившийся на весь мир еврейский заговор. Они таким образом послужили оружием против русских либералов, которые настаивали перед царем на известных уступках интеллигенции.

3. "Протоколы" были перефразированы очень спешно и небрежно.

4. Те части "Протоколов", которые не происходили из "Женевских диалогов", были, вероятно, введены "охранной организацией", которая, весьма возможно, получила материалы от многочисленных евреев, состоявших у нее на службе для шпионажа за своими единоверцами".

В заключение корреспондент приводил свое мнение, что "Протоколы" принесли больше всего вреда тем, что они "убедили всяких, обеспеченных по преимуществу, людей в том, что всякая манифестация недовольства со стороны бедных в последнее время не есть естественное явление, а результат умышленной агитации, вызванной тайным еврейским обществом" 13 .

* * *

Разоблачение "Times" прогремело на весь мир. Это разоблачение и юридическое подтверждение подделки "Протоколов" наличностью в Британском Музее книжек Жоли и Нилуса, что давало возможность сравнивать их, окончательно решило проблему "Протоколов" в Англии. Но с умозаключением корреспондента "Times" о том, что автором подделки является русская полиция, не согласились, и это вызвало насмешки и недоверие.

"Morning Post" жестоко высмеял всю фантастику о том, как раздобыл свои сведения корреспондент "Times", и как сочинялись "Протоколы", осталось тайной.

"Протоколы" и антисемитизм во Франции

Самый большой успех "Протоколы" имели во Франции, где перед первой Великой войной уже почти в течение ста лет антисемитизм и антимасонство являлись традиционным построением части французской интеллигенции, а в особенности религиозных кругов. Монсеньер Жуэн с его "Revue Internationale des Societes Secretes" (RISS), журнал "La vieille France", возглавляемый Urbain Gohier, журнал "L'Action Franchise" с его окружением во главе с Леоном Додэ и с молодежью "camelots du Roi" ("королевские мо-

стр. 21


лодчики". - Ред.) являлись главным центром антисемитизма и антимасонства.

Что же представляла из себя русская колония беженцев во Франции и каково было ее отношение к еврейству и к масонству?

Беженцы вливались во Францию тремя главными путями: из Константинополя, из Австрии и из Германии. По своему политическому и социальному составу русские беженцы принадлежали к разным классам общества, от высшей аристократии и высшей коммерческой буржуазии до самых бедных интеллигентских кругов включительно, по политическому же составу - от правых монархистов до социал-демократов меньшевиков и социалистов- революционеров включительно.

Вся эта масса в общем была чужда антисемитизму. Все мечтали о скором свержении большевиков и восстановлении или конституционной монархии, или республики. Русские, евреи и армяне помогали Добровольческой армии денежно кто как мог. Многие известные русские входили в Лигу борьбы с антисемитизмом, возникшую еще в Киеве после начавшихся погромов.

Масонство, которое до революции являлось запрещенным для офицерства и для всех состоявших на государственной службе, явилось желанным для многих русских, как нечто загадочное, заманчивое. Стали образовываться различные русские, армянские и еврейские ложи, в которые постепенно вошли чуть ли не все представители русских свободных профессий: адвокаты, доктора, профессора, литераторы и журналисты - все делались масонами. Все знали, что представитель русской колонии В. А. Маклаков масон очень высокой степени, знали, что к масонству принадлежат и самые главные его помощники по новому "учреждению" - офису для русских беженцев, и все относились к этому совершенно спокойно.

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: России, охрана, АРХИВ XX ВЕКА, в дореволюционной, и антисемитизм, политический
Просмотров: 781 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0