Главная » Файлы » Статьи » Исторические

Сталин и "дело врачей". Новые материалы. Часть 2
28.01.2012, 12:16

В конце 1947 г. Сталин был серьезно раздражен тем, что казавшиеся ему строго конфиденциальными сведения о его личной и семейной жизни стали проникать в зарубежную прессу. Он был особенно рассержен публикациями в западной прессе о самоубийстве его жены Надежды в 1932 году. Официальная версия состояла в том, что Надежда умерла от острого приступа аппендицита, осложненного перитонитом. В СССР этой темы никто никогда не касался и даже Светлана, которой в 1932 г. было 6 лет, верила официальной версии. О самоубийстве матери Светлана узнала из одного английского журнала. Разговоры о смерти жены Сталина и в кремлевских и в околокремлевских кругах, конечно, были, но в прессе эта тема никогда не обсуждалась. Среди нескольких версий неизбежно возникала и теория о том, что Сталин во время домашней ссоры сам застрелил свою жену. Обсуждались и несколько версий о причинах самоубийства жены Сталина. Поводов для неожиданного интереса зарубежной прессы к этой личной драме Сталина было несколько. Но главная состояла в том, что роль СССР и, соответственно, влияние Сталина на мировые события резко возросли после войны. Сталин был в 1947 г. единственным из главнокомандующих второй мировой войны, который сохранил власть и увеличил свое влияние. Это сделало неизбежным интерес

стр. 87


читающей западной публики к биографии Сталина. Издательства заказывали историкам (и не только историкам) биографии Сталина. Личная жизнь Сталина стала темой журналов для широкой публики. В СССР никаких подробных биографий Сталина при его жизни не было. После войны была опубликована лишь "Краткая биография И.В. Сталина", которая редактировалась им самим. В условиях уже начавшейся "холодной войны" появлявшиеся на Западе биографии Сталина далеко не всегда были дружественными. Но в некоторых изданиях были детали, которые указывали на наличие и "внутреннего" источника, близкого к Сталину, или даже нескольких источников. В СССР это могло трактоваться как разглашение государственных тайн.

Министр государственной безопасности Абакумов получил новое задание - проследить за каналами утечки информации о личной жизни Сталина. В связи с этим начали прослушивать телефоны и квартиры многих родственников Сталина и устанавливаться их связи. Возможно, что это делалось и раньше. Но теперь круг людей, попадавших под контроль "оперативной техники", был расширен. Первые подозрения пали на Анну Сергеевну и Евгению Аллилуевых. А.С. Аллилуева в 1946 г. опубликовала книгу "Воспоминания", в которой неизбежно появлялась и тема о Сталине. Эта книга была как бы продолжением книги ее отца С.Я. Аллилуева, который был другом не только Сталина, но и Ленина. Сталин знал его с 1903 года. Незадолго перед смертью в 1945 г. С.Я. Аллилуев, тесть Сталина, начал писать книгу воспоминаний, события в которой доходили только до 1905 года. Она была опубликована в 1946 г. с предисловием М.И. Калинина. С.Я. Аллилуев умер в возрасте 79 лет. А.С. Аллилуева, опубликовав книгу воспоминаний, начала также выступать с лекциями по истории революции. В этом случае ей приходилось отвечать на разные вопросы аудитории. В мае 1947 г. книга воспоминаний Аллилуевой была раскритикована в "Правде" и затем изъята из обращения. Ей предложили также прекратить лекционные турне.

Критические разговоры о Сталине были зарегистрированы "оперативной техникой" и в доме Е.А. Аллилуевой. Евгения Аллилуева не имела никакого революционного или партийного прошлого. Она была из Новгорода, из семьи священника. В семью Сталина она вошла в 1919 г. лишь как жена Павла Аллилуева. После смерти Павла, выйдя замуж за П.В. Молочникова, Евгения Аллилуева вышла из особой "кремлевской элиты". Таким образом, она потеряла и привилегии этой элиты. В 1947 г. в послевоенной Москве был острый жилищный кризис. Возникали новые учреждения "супердержавы", новые министерства, росло число посольств и иностранных корреспондентов. Начались и "уплотнения" в "Доме на набережной". У новой семьи Е.А. Аллилуевой, жившей в пятикомнатной квартире, забрали две, вселив в них семью генерала Г.А. Угера. В большую квартиру А.С. Аллилуевой вселили заместителя министра металлургии Коробова. Обе Аллилуевы, конечно, винили во всем этом Сталина. В 1947 г. в СССР еще действовала карточная система торговли, и для кремлевской элиты существовали особые пайки и магазины. Аллилуевы потеряли и эти привилегии, став "рядовыми" служащими. Возможно, что это недовольство снижением "статуса" отразилось и на их разговорах.

Первой, в начале декабря 1947 г., арестовали Е.А. Аллилуеву, которую обвинили в антисоветской деятельности и в распространении клеветы в отношении главы советского правительства. Через несколько дней арестовали и ее мужа Молочникова. В январе 1948 г. арестовали и А.С. Аллилуеву, предъявив ей такие же обвинения. Их осудили решениями "Особых совещаний", то есть заочно, и приговорили к десяти годам тюремного заключения и в последующем держали в одиночных камерах и под номерами, а не под их настоящими именами. Арестовали и многих их друзей, некоторые из которых были их соседями по подъезду. Был арестован и генерал Г.А. Угер вместе с женой, так как квартира Е.А. Аллилуевой характеризовалась в обвинениях МГБ как место для "антисоветских сборищ".

стр. 88


В последующие годы, когда арестованные родственники Сталина и их друзья были освобождены и реабилитированы, за границей появилось несколько книг о семье и родственниках Сталина, о его покойной жене и детях, в которых рассказывались различные фантастические истории с подробностями, иногда интимного характера, которых вообще никто не мог знать. Л.А. Шатуновская, которая вместе с мужем, биофизиком Л.А. Тумерманом, была арестована по "делу Аллилуевых", так как она жила в том же подъезде и дружила с Е.А. Аллилуевой, после эмиграции в Израиль в 1970-е годы, опубликовала в США на русском языке в 1982 г. книгу "Жизнь в Кремле" 20 . Хотя детальные описания Шатуновской о том, каким именно образом Сталин убил свою жену Надежду (выстрелом в затылок) и отравил ее брата Павла не подтверждаются никакими фактами, они "кочуют" по нескольким, изданным на Западе и в России биографиям Сталина, иногда обрастая новыми подробностями.

В этот же круг друзей Аллилуевых и Молочникова, а также Светланы и ее мужа Григория Морозова, попали И.И. Юльдштейн и З.Г. Гринберг. Гольдштейн, экономист, работал вместе с Молочниковым, Евгенией Аллилуевой и Павлом Аллилуевым в торговом представительстве СССР в Берлине с 1929 по 1933 годы. Гринберг, литератор и сотрудник С.М. Михоэлса по работе в Еврейском антифашистском комитете (ЕАК), также посещавший квартиру Аллилуевой, познакомил артиста с родственниками Сталина. Уже на первых допросах в декабре Е.А. Аллилуева сообщила, что Гольдштейн интересовался семьей Сталина и особенно семьей Светланы и Григория Морозова. Этого было достаточно для ареста Гольдштейна и Гринберга, которых начали допрашивать с применением пыток. У Абакумова быстро сформировался сценарий, согласно которому информация о личной жизни Сталина уходила за границу через ЕАК, так как этот комитет имел обширные международные связи. По этому сценарию интерес сионистских кругов за границей к личной жизни Сталина был связан прежде всего с тем, что главной международной проблемой в 1947 г. был план создания государства Израиль. Успех этого плана, осуществлявшегося через ООН, в значительной степени зависел от позиции СССР и его сателлитов.

Категория: Исторические | Добавил: Grishcka008 | Теги: Сталин, часть 2, и дело врачей, новые материалы
Просмотров: 854 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
Минни-чат
Онлайн Сервисы
Рисовалка Онлайн * Рисовалка 2
Спорт Онлайн * Переводчик Онлайн
Таблица Цветов HTML * ТВ Онлайн
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0